В небольшом селе закрывается градообразующее предприятие – железоделательный завод. Его коллектив остается без работы и вынужден самостоятельно искать себе заработок. Такой печальный сюжет характерен для многих населенных пунктов Урала конца ХХ века. Но в селе Нижнеиргинское эта история началась в конце века ХIХ-го, и не так уж печально.
На голосование за право художественного воплощения в селе Нижнеиргинское выносится сюжет «Уральский сапог».
Проголосовать за тот или иной сюжет можно, позвонив по телефону +7 (343) 287-87-94. Звонки принимаются каждую среду с 10.00 до 13.00 до 15 апреля (включительно). Кроме того, свой голос можно отдать по адресу электронной почты rada@aifural.ru
Перестройка удалась
Село Нижнеиргинское появилось вокруг железоделательного завода, основанного в 1728 году. Прожил этот завод относительно недолго – примерно 150 лет. К 1879 году производство стало убыточным, и завод закрыли. Однако к этому моменту в селе уже были неплохо развиты различные кустарные промыслы – заводчане в свободное от работы время успевали плотничать, варить мыло и изготавливать свечи, ткать, заниматься кузнечным ремеслом, изобретать самовары, развивать пимокатное и кожевенное производство. Даже собственные ярмарки и базары проводить. Здесь активно разводили скот, причем не только для молока и мяса, но и ради кожи – даже одна из местных гор получила название Кожевенной. При закрытии завода рабочие получили солидную компенсацию, которую многие смогли вложить в развитие собственного, говоря по-современному, «малого бизнеса». И село зажило не хуже, чем раньше, особенно прославившись обувным производством.

В то время в большинстве российских сел кожаные сапоги были если не роскошью, то парадной обувью, которую каждый день не наденешь. В Нижнеиргинском же эта обувь была обыденностью – селяне и селянки вовсю носили сапоги и ботинки, почти как в больших городах. Здесь работало около 180 сапожных мастерских. Нижнеиргинцы сами выделывали кожу и шили из нее любую обувь – мужскую, женскую, детскую. Продукцию сельчане активно реализовывали на различных ярмарках, вроде знаменитой Ирбитской. И в самом селе активно торговали обувью, активно действовали купцы, развозившие нижнеиргинскую обувь по всей стране.
Помимо кожаной обуви, в селе производили валенки. В 1893 году здесь открывает завод поярковой валяной обуви Игнат Щербаков. Поярковой – значит, расписной. Валенки Щербакова – это не просто утилитарная зимняя обувь. Они имеют роспись и узор, в таких не стыдно на любых гуляньях показаться. Продукция завода представлялась на различных выставках, брала призы, предприятие наращивало объемы производства, обрастало складами. Помимо производства Щербакова, в селе действовало еще порядка двухсот пимокатных мастерских.
В 1914 году начинается Первая мировая война, и нижнеиргинские обувщики получают крупные заказы от армии. И вроде в обувном производстве все идет хорошо, но…
Советское время и крах обувной промышленности
После случившейся в 1917 году революции нижнеиргинским обувщикам изрядно поплохело. Коммунисты плохо относились к бизнесу – хоть к крупному, хоть к малому. Частные заводики подлежали национализации. Бизнес, в котором кроме хозяина были задействованы подсобные рабочие – раскулачиванию. Кроме того, Советы крайне негативно относились к религии, а большинство нижнеиргинцев были весьма крепкими в вере старообрядцами-кержаками. Так что в селе изрядная часть жителей в Гражданскую встала на сторону белых, войну в итоге проигравших. Некоторые попали под молот репрессий.
Но это был далеко не конец. Уже в 20-е годы Нижнеиргинское вернуло себе славу одной из обувных столиц Урала. Образовались артели: сначала «Сапожник», а в 1929 году – артель «Кустарь».
«Обувь там шили такую, что ей сносу не было, – рассказывает Лариса Кошеварова, библиотекарь и краевед села Нижнеиргинское. – Основная часть из кожи была почти вечной. Некоторые сапоги делали методом вытяжки, без единого шва. Для крепления подошвы использовался деревянно-шпилечный метод. Со временем могла износиться подошва или каблуки – их меняли, и те же сапоги или ботинки продолжали служить владельцу. Качество нашей обуви было высочайшее – она даже на экспорт шла. И, конечно, занимала призовые места на конкурсах».
Во времена Великой Отечественной нижнеиргинская обувь опять пошла на фронт, где военные отмечали качество сапог и ботинок из уральской глубинки. В селе до сих пор ходит легенда, что в артели как-то раз сделали сапоги для самого маршала Жукова – это уже после войны, в период, когда Георгий Константинович командовал Уральским военным округом.
После войны, в 60-е, артель «Кустарь» стала филиалом свердловской фабрики «Уралобувь». Многие процессы были автоматизированы, ручная работа ушла в прошлое. Объемы производства постоянно росли, село развивалось и процветало. Старожилы еще помнят реки людей, стекавшихся к зданию фабрики к началу смены, – на фабрике трудились сотни рабочих. За смену выпускали тысячу пар разнообразной обуви. Продукция расходилась по всей Стране Советов. Вот только нижнеиргинцам эта обувь была недоступна – продавать ее в селе начали лишь под самый конец СССР, все остальное уходило в Свердловск и далее распределялось по магазинам страны.
«В детстве мне мама однажды сделала подарок шикарный, – вспоминает смотритель нижнеиргинского музея Наталья Родионова. – Она сумела достать босоножки нашей фабрики! Я очень радовалась, потому что в селе такая покупка была большой редкость».
С ростом производства растет и число различных объектов социального назначения – сберкасса, аптеки, магазины с дефицитными товарами, парикмахерская, ателье. Местные жители относились к себе уже скорее как к горожанам и называли свой населенный пункт Нижне-Иргинском... Конец фабрике и благополучию села пришел в 1990-е. Современное и достаточно автоматизированное на тот момент производство с качественной продукцией не выдержало конкуренции с потоком дешевых импортных товаров и модой на заграничное. Вторая перестройка ударила по Нижнеиргинскому куда больнее.
Сегодня основное здание фабрики «Уралобувь» еще стоит, кирпичные стены не осыпаются внутрь, целы окна, не выбиты стекла, есть собственник. Но нет уже обувного производства, нет оборудования и людей, способных вернуть Нижнеиргинскому былую славу обувной столицы. Осталась только память о былой славе, которую нежно хранят в местном музее.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.