Законодательство РФ в сфере здравоохранения определяет критерии предоставления медицинских услуг гражданам, в том числе и на объектах железнодорожного транспорта.
Но при этом порядок организации медпунктов на существующих железнодорожных вокзалах не определен. Ни один из существующих документов не определяет необходимость создания медицинских пунктов. Об этом нам рассказали в пресс-службе Свердловской железной дороги по итогам проверки транспортной прокуратуры на вокзалах Первоуральска и Ревды.
Данный пробел в законодательстве приходится восполнять с помощью корпоративных нормативных актов МПС России и ОАО «РЖД». А в них порядок организации деятельности медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах, а также регламент их создания, штатные нормативы медицинского персонала и др. установлены исходя из пассажиропотока и условий работы вокзала.
По занимаемой площади вокзалы делятcя на малые, средние, большие и крупные. Основная задача медицинского пункта на железнодорожном вокзале – это своевременное оказание первичной (врачебной и доврачебной) медико-санитарной помощи гражданам, находящимся в здании вокзала, в пределах станционных путей (платформ), в поездах дальнего следования и пригородного сообщения (во время стоянки), а также участие в медицинском обеспечении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
На вокзалах Ревды и Первоуральска, которые отнесены к категории «малые», согласно отраслевым нормам технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, наличие медицинских пунктов не предусмотрено. Но это не значит, что пассажиры в случае необходимости останутся без медпомощи – в необходимых объемах она оказывается территориальными учреждениями здравоохранения.
Исходя из содержания Санитарных правил, можно сделать вывод о том, что в составе помещений железнодорожного вокзала должен быть медицинский пункт. Вместе с тем правила не устанавливают обязательных требований к указанным медицинским пунктам в части организации работы, оснащения и укомплектованности. Кроме того, поскольку действие нормативно-правового акта не имеет обратной силы и, соответственно, не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу, требования Санитарных правил распространяются на объекты, построенные или реконструированные после 3 июня 2003 года.
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года, регламентирующее деятельность фельдшерских здравпунктов, также не позволяет определить требования, предъявляемые к медицинским пунктам на железнодорожных вокзалах.
Таким образом, в законодательстве содержится положение о наличии медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах, но не установлен порядок организации их деятельности, критерии, определяющие их мощность и профиль (врачебный или фельдшерский), а также стандарты оснащения и штатного укомплектования.
В этой связи департамент здравоохранения ОАО «РЖД» направил обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации о необходимости совершенствования соответствующей нормативной базы, а именно:
- внесения изменений в Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 в части установления критериев, являющихся основанием для обустройства медицинских пунктов на конкретном вокзале (пассажиропоток и др.).
- внесения дополнений в приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н в части организации оказания первичной медико-санитарной помощи пассажирам железнодорожного транспорта в медицинских пунктах на железнодорожных вокзалах с рекомендуемыми штатными нормативами и стандартами оснащения.
В случае внесения необходимых изменений в данные нормативно-правовые акты, ОАО «РЖД» готово в установленном порядке рассмотреть вопрос организации медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах, построенных или реконструированных до июня 2003 года, в том числе на малых вокзалах на станциях Первоуральска и Ревды.