Помочь людям
– Виктор Матвеевич, с чего всё началось?
– С 2006 по 2014 год, до создания Фонда капремонта, жильцы регулярно платили по статье «капремонт», но в подавляющем большинстве случаев УК эти деньги не потратили, масштабных работ в то время проводилось мало. А между тем эти средства носят целевой характер, расходовать их на что-то другое, по закону, нельзя. Общественные организации города и области, неравнодушные люди и я публично заявили о готовности помочь жителям многоквартирных домов вернуть накопленные деньги. Именно тогда про меня стали распространять всякие небылицы, появились грязные материалы в СМИ и социальных сетях, и меня в конце концов объявили «врагом народа».
– Суммы большие?
– Выяснилось, что одна УК в Орджоникидзевском районе с более чем 600 МКД собрала свыше 1 млрд рублей. Из них было израсходовано чуть более 100 млн. Возник вопрос: а где же остальное? Деньги были собраны, но людям их никто не вернул. Жильцы начали подавать иски, но суды отказывали: дескать, деньги – общедомовые, а срок исковой давности закончился. Тогда в интересах собственников управляющие компании обратились в Арбитражные суды и выиграли, хотя процессы длились 2–3 года.
– Правда, что вашу правоту подтвердил Верховный суд?
– Нашу правоту подтвердили суды всех инстанций, включая Верховный суд РФ (определение №309-ЭС20_15386 от 21.10.2020). Текст определения можно найти в интернете, но я вам даже процитирую: «Поскольку факт получения обществом денежных средств от собственников помещений по статье «капитальный ремонт» в заявленном размере подтверждён, а доказательств расходования их на соответствующие цели не представлено, у ответчика отсутствуют основания для их удержания и на его стороне возникло неосновательное обогащение». Причём Верховный суд пришёл к выводу, что ответчик – АО «Орджоникидзевская УЖК» – обязан уплатить ещё и проценты за пользование чужими средствами. В результате в интересах собственников были вынесены положительные решения о взыскании с ответчика свыше 8 млн рублей. Есть и другие вступившие в силу аналогичные решения судов. Однако уже более года ни одно из них не исполнено.
Заказное дело?
– Вас также обвиняют в проблеме двойных квитанций…
– По моему убеждению, это напрямую связано с прямыми договорами. Полагаю, что я стал первым человеком, который рассказал, о чём там идёт речь. Ведь поначалу все полагали, что такие отношения выгодны и интересны жильцам, но всё оказалось, мягко говоря, не совсем так. Обыватели считают, что УК – это посредники между собственниками и ресурсо-снабжающими организациями (РСО), которые делают огромную наценку и обогащаются за счёт жителей.
– А это не так?
– Управляющая компания не имеет права добавить к стоимости ресурса даже копейку, потому что в этом случае она нарушит закон. УК могут начислять плату только по показаниям приборов учёта, а тарифы устанавливает РЭК. Таким образом, все разговоры, что УК наживаются на кошельках граждан, абсолютно беспочвенны. Но, видимо, есть люди, которые заинтересованы распространять такие крамольные слухи.
– Что плохого в прямых договорах?
– По моему мнению, это западня для добросовестных собственников. При переходе на такие отношения УК обязана компенсировать РСО разницу между начисленными и оплаченными суммами, а она ложится на плечи жителей через общедомовое потребление. Грубо говоря, дисциплинированные жильцы начинают платить за должников. Должники будут всегда, потому что материальное положение и ответственность у людей разные. Когда жильцы начали получать гигантские счета, многие решили вернуться к платежам через УК. Ведь только УК имеет доступ к общедомовым коммуникациям и приборам учёта в многоквартирных домах, а РСО – нет. И при прямых платежах ресурсники выставляют счета, не учитывая реальные показания общедомовых приборов учёта. Но тут выяснилось, что вернуться к прежней системе не так-то просто. Сегодня я стремлюсь объяснить людям все плюсы и минусы прямых расчётов с ресурсниками. Мне известны многие УК, которые пытаются изменить текст прямых договоров, но пока эта машина не останавливается.
– Меня обвиняли в мошенничестве, якобы я вывел из предприятия 65 млн рублей. Судебный процесс длился три года, но в конце концов выяснилось, что никакого хищения или мошенничества нет. Меня пытались таким образом сломить и запугать. В результате дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Но показательный момент: когда его возбуждали – все СМИ подхватили эту новость, а когда закрыли – не написал никто!
Вернуть доброе имя
– А что там с преднамеренным банкротством, о котором пишут СМИ?
– Это не преднамеренное банкротство. Наши недоброжелатели не упокоились, используя свой административный ресурс, организовали рейдерский захват действующих предприятий – управляющих компаний. Захватив офис, всё имущество, документы, технику, причинив вред здоровью множества сотрудников и ущерб имуществу собственников многоквартирных домов.
Их истинная цель – не допустить уход с прямых договоров с МКД и взыскания денег, собранных жильцами по статье «капремонт» до 2014 года. Но для меня основная проблема в том, что в процессе всех этих судебных дрязг и споров из меня был создан образ «негодяя», «плохого человека», который захватывает чужие дома, качает из них деньги, потом банкротит предприятия, открывает новые – и всё начинается заново. Я готов вести приём граждан, лично встречаться с людьми, показывать документы. Главное – вернуть своё доброе имя.
– Как полагаете, в чём основная проблема отрасли?
– В отсутствии добросовестной конкуренции. Когда она появится, сфера ЖКХ начнёт процветать. Мы это видим на примере торговли. Согласитесь, у нас в Екатеринбурге сегодня масса шикарных магазинов, супермаркетов, ТРЦ. Чего там только нет! А всё потому, что частный бизнес начал вкладывать в это деньги. Торговые сети борются за покупателя. Если на рынок заходит новый магазин, он предлагает скидки, снижает цены, пытается завлечь клиентов сервисом и так далее. А на рынке управления жильём часто всё по-другому. В идеале, если нам не нравится одна УК, мы должны мирно проголосовать и спокойно перейти в другую: кто чаще убирает подъезды, вовремя выполняет текущий ремонт, благоустраивает дворы и так далее. Но вместо того, чтобы предложить более выгодные и качественные услуги, компании поливают друг друга грязью, применяют чёрные PR-технологии, нередко нарушают закон. Вместо того, чтобы нормально конкурировать, мы вынуждены тратить массу времени на суды. Но пока у нас идут коммунальные войны в стиле 90-х, никто в эту отрасль серьёзные средства вкладывать не будет.
Мария Хохрякова