Работать за долги? Власти придумали, как снизить дефицит кадров в ЖКХ

Дефицит кадров на предприятиях Свердловской области приобретает всё более угрожающие размеры. Ситуацию не может исправить даже серьёзное повышение заплат. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Трудятся за двоих

Судите сами: в органах службы занятости Свердловской области зарегистрировано 9 276 человек (по данным на 19 сентября 2024 года). При этом заявленное работодателями число вакансий составляет почти 60 тысяч. То есть по­требность в сотрудниках превышает официальное количество безработных более чем в шесть раз!

Некоторым категориям специалистов предприятия готовы платить по 100, 150 и даже 200 тысяч рублей в месяц, но вакансии всё равно остаются открытыми. И это учитывая то, что в отличие от других регионов УрФО Свердловская область не вводила серьёзных ограничений на трудоустройство для мигрантов.

Особенно остро обстоят дела с кадрами в сферах жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, в образовании и здравоохранении. Квалифицированных рабочих не хватает на стройках, на заводах и фабриках, в том числе выполняющих оборонные заказы.

По словам министра энергетики и ЖКХ региона Николая Смирнова, из-за нехватки рабочих рук свердловские коммунальщики сегодня трудятся за двоих. Причина – низкие заработки: средняя зарплата в отрасли, по информации чиновника, составляет около 30 тысяч рублей. Очень не хватает электриков, сварщиков и вообще «технарей», руководителей «нижнего уровня», в частности, бригадиров. «Они закрывают свой функционал и функционал своего напарника, но работы всегда выполняются в тяжёлых условиях», – добавил министр.

Выход из ситуации?

Заместитель главы Екатеринбурга Владимир Гейко нашёл выход из ситуации: для решения кадрового дефицита в коммунальной сфере он предложил привлекать… должников. На сегодняшний день жители Екатеринбурга имеют задолженность за ЖКУ в 6,5 млрд рублей. (Есть информация, что в стране эта сумма превысила триллион.) «Если у людей нет возможности оплачивать долги, мы всегда готовы принять их на работу и часть суммы гасить из заработной платы», – сказал чиновник.

Правда, Гейко подчеркнул, что заставить людей трудиться за долги нельзя: «Мы можем только предложить, заставить человека работать – нет. Если он согласен – с удовольствием сделаем рассрочку».

   
   

Напомним, что летом нынешнего года «оригинальный» способ сокращения дефицита электриков озвучил руководитель Фонда содействия капремонту МКД Свердловской области Станислав Суханов. Для этого женщины должны больше рожать, желательно – не менее трёх детей. Понятно, что слова Станислава Константиновича были, что называется, вырваны из контекста. Однако с лёгкой руки СМИ данное заявление быстро разошлось по соцсетям и почти стало мемом.

Менее «оригинальный», но, возможно, более действенный способ решить проблему нехватки учителей в школах предложил заместитель губернатора Павел Креков. По его мнению, необходимо обязать студентов педагогических вузов отработать 5–10 лет в школах после выпуска: «Все, кто обучается на бюджете, должны быть распределены, либо к ним должны быть использованы методы, аналогичные распределению. В данном случае речь идёт о целевых местах».

По его словам, молодого специалиста можно поставить перед выбором: или отработать, или вернуть сумму, по­траченную на обучение. При этом чиновник подчёркивает: повышать педагогам зарплату необходимо.

«Ничего страшного»

Заявление Крекова вызвало в социальных сетях споры, но у него нашлось много сторонников. Правда, даже представители старшего поколения, которые помнят систему распределения, говорят, что 5–10 лет – многовато: «При СССР отрабатывали три года, по любой специальности, там, куда назначено. И ничего страшного не происходило. Напротив, кое-кто создавал семьи и оставался жить в месте отработки».

На самом деле, даже резкий рост зарплат далеко не всегда ведёт к решению проблемы. С сентября 2024 года повышение проанонсировал Екатеринбургский метрополитен: рабочим – на 30 %, руководящему составу – на 20%. Утверждается, что средний уровень вырос с 59 000 до 78 000 рублей. А высококласс­ные спецы, например, машинисты электропоезда будут получать за 100 000. Несмотря на это, предприятие продолжает испытывать нехватку кадров. Сегодня метрополитен нуждается в 25% рабочих специальностей.

Примерно та же ситуация в ЕМУП «Гортранс». Если верить объявлениям, то зарплата водителей автобусов у них выросла до 100 тысяч рублей, кондукторов – до 76 тысяч, а ремонтников – до 58 тысяч рублей. Из открытых источников известно, что на предприятии не хватает 30% водителей и 50% кондукторов, но так обстояли дела до повышения.