Козлы отпущения. Как в Екатеринбурге снег вдруг стал мусором

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Анонсированная мэрией Екатеринбурга тотальная проверка уборки снега, за которой, как ожидали многие, должны были начаться массовые увольнения чиновников, закончилась скандалом.

   
   

«Людей надо беречь»

Забегая вперед, скажем: несмотря на массу замечаний со стороны главы города, на момент публикации материала ни один из его подчинённых свой пост не потерял. По словам Александра Высокинского, «людей надо беречь», кадровые вопросы решаются в кабинете, с глазу на глаз, а не на кучах грязного снега. Правда, мэр пригрозил чиновникам Железнодорожного и Орджоникидзевского районов, что, дескать, судьба их «висит на волоске», но этим дело и ограничилось.

А дальше началось интересное. Выяснилось, что главные виновники снегового коллапса, который случился в начале марта, вовсе не руководители районных управ, а предприятия, с которыми были заключены договоры на зимнюю уборку Екатеринбурга (список компаний есть в редакции «АиФ-Урал»). Оказывается, они попросту «саботировали» распоряжение главы города, что и привело к кучам неубранных осадков.

«Активизация работ по снегоуборке была сорвана группой частных подрядчиков, заключивших контракты на уборку территории, – говорится в официальном сообщении пресс-службы мэрии. – Вместо выполнения своих непосредственных обязанностей руководители 14 подрядных организаций решили дать новое определение слову «снег». Это, по их мнению, твёрдые коммунальные отходы. А значит, с 1 января 2019 года вывоз «нового вида ТКО» должен оплачиваться отдельно, по соответствующим тарифам».

«Но снег – это вид атмосферных осадков и, как бы ни было сильно желание получить за его уборку двойную оплату, к ТКО он никакого отношения не имеет», – пояснила председатель комитета по экологии Екатерина Мурзина.

Сейчас юристы мэрии разрабатывают план ответных действий, рассматривая возможность расторгнуть контракты с «саботажниками», предъявить им судебные иски и взыскать издержки.

На протяжении февраля не убирался снег на центральном проспекте Ленина. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Без вины виноватые?

Но ситуация, как обычно, оказалась сложнее, чем описали её чиновники. Во-первых, в чёрном списке «подписантов», ратующих за пересмотр расценок, оказалось не 14, а лишь 12 предприятий. Среди них «СервисБлагСтрой», «Авантаж», «Экосфера», «Арт-Стоун», несколько ИП. Часть из них работает с мэрией уже много лет. При этом ни о каком переводе снега в разряд ТКО предприниматели даже не заикались, они ратовали о справедливой оплате вывоза отходов.

   
   

«Ни о каком «саботаже» не может быть и речи, – заявил «АиФ-Урал» на условиях анонимности один из индивидуальных предпринимателей. – Во-первых, в нашем муниципальном контракте нет даже такого слова – «снег», там фигурирует слово «мусор». Проблема в том, что договоры с мэрией заключались в конце 2018 года, когда полигоны принимали ТКО в тоннах. После Нового года их стали оценивать в кубах. При этом уровень оплаты отличается в разы».

По цифрам получается вот что: за сбор отходов из урн, с газонов, тротуаров, остановок общественного транспорта власти платят предприятиям около 500 рублей за тонну. Однако вывозить всё это «добро» на полигон имеет право только региональный оператор, при этом их тариф (только за вывоз) около 700 рублей за куб. Кроме того, подрядчики должны платить за утилизацию и негативное влияние на окружающую среду. В итоге предприятия терпят убытки.

«Мы ни в чём не обвиняем городскую администрацию, так как в сложившейся ситуации крайними оказались все, – сказал спикер. – Но мы хотим, чтобы расценки были справедливыми».

Заметим, что запрос предпринимателей, написанный на восьми страницах, был зарегистрирован 13 февраля 2019 года. В списке адресатов в том числе глава города, прокуратура Екатеринбурга, администрации семи районов. По словам нашего источника, ответ на запрос до сих пор не получен.

И пока мэрия сваливает вину на частных подрядчиков, а последние пытаются свести концы с концами, снег в Екатеринбурге постепенно тает, превращаясь из «твёрдых коммунальных отходов» в отходы жидкие. Говоря по-русски, в обычную уличную грязь. При этом настоящая весна в столице Урала ещё не наступила…

Его убрали лишь в последний день февраля. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Мнение

Сергей Мошкин, политолог:

– С моей точки зрения, глава города Александр Высокинский дал районным администрациям слишком много полномочий, чего всячески избегали его предшественники – Аркадий Чернецкий и Александр Якоб. Полномочия и, соответственно, вся тяжесть ответственности за них коснулись в том числе и уборки снега. Ещё год назад у районных чиновников таких полномочий не было, и они с ними не справились. То ли не хватило техники, то ли возникли проблемы с финансами – сказать трудно, но речь идёт о проблемах в управлении. Мэрия должна была как-то объяснить неудачи, и появилось заявление о «саботаже» частных подрядчиков. Не думаю, что оно убедило горожан. Работа мэра носит сезонный характер: зимой это борьба со снегом, летом – подготовка к отопительному сезону, к зиме. Полагаю, что эта зима станет для него уроком и он сделает из неё определённые выводы.