Реформа ЖКХ произошла в России более полутора десятка лет назад. Рынок управления жильём перешёл от государства в частные руки. Планировалось, что в результате конкуренции повысится качество услуг, однако значительная часть собственников сегодня недовольна ни уровнем содержания дома, ни способом его управления. Что лучше – УК или ТСЖ? Насколько сложно поменять управляющую компанию? Что не устраивает участников рынка? Эти вопросы стали темой круглого стола в редакции «АиФ-Урал».
В чём разница
Обычно активные жильцы, недовольные качеством содержания дома, стремятся сменить управляющую компанию или создать товарищество собственников жилья. По сути, та и другая организация занимается управлением, но разница между ними существенная.
По словам Евгении Заволжиной, далеко не факт, что при смене формы управления с УК на ТСН (ТСЖ) содержание дома станет лучше или дешевле: «Наша компания знает о домах с момента их проектирования, понимает все сложности систем и принятых инженерных решений, управляет домами по тарифам, которые согласованы и утверждены собственниками. В рамках муниципального тарифа современные новостройки класса «комфорт», «бизнес» и «люкс» обслуживать невозможно. Нужно понимать, что дом с водоподготовкой, сложным и насыщенным озеленением, множеством лифтов, системой пожарной безопасности, автополива, крышными газовыми котельными, подземными паркингами, постаматами, системами видеонаблюдения, контроля доступа, системами холодоснабжения, шикарными вестибюлями и комьюнити-пространствами не может содержаться в рамках муниципального тарифа. Зарабатывает наша компания не на тарифе, как многие участники рынка, а на дополнительных сервисах для жителей (ремонтные работы в квартире, услуги послестроительного клининга, химчистка, ремонт одежды и обуви)».
«10-15 лет назад все стремились создавать ТСЖ, – рассказывает директор по развитию УК «Актив-Система» Руслан Музафаров. – Но очень быстро выяснилось, что управление жильём – это тяжёлый труд, требующий специальных знаний. В результате многие организации были ликвидированы. В конце концов всё начинается с денег и ими заканчивается. Мы стремимся стать образцовой компанией на рынке управления жилым фондом Екатеринбурга, с современными стандартами обслуживания и самыми конкурентоспособными услугами, потому что являемся профессионалами в обеспечении высокого комфорта жизни. Но, допустим, хозяева трёх квартир в старенькой хрущёвке недовольны качеством услуг. Они обращаются в успешную УК, которая обслуживает соседнюю новостройку, но им говорят: чтобы привести ваш дом в порядок, необходимо поднять тариф до 37–38 рублей. Вопрос: готовы ли на это остальные собственники? Если в доме по этому поводу нет согласия, то, возможно, будет проще продать квартиру и переехать в другой микрорайон».
Закон и реальность
Процедуры создания ТСЖ или смены одной УК на другую подробно прописаны в законе, однако в реальности не всё так просто. Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются инициаторы смены управления, – проведение общего собрания собственников.
«Это в чистом виде политтехнология, – пояснил Роман Кириллов. – Обычно подготовка к собранию занимает на порядок больше времени, чем его проведение. Важно объяснить людям, о чём идёт речь, провести разъяснительную работу. Если мы не готовим и не вовлекаем людей, то никто не придёт, явка будет нулевой».
Под силу немногим
Кто формирует тариф?
«Региональная энергетическая комиссия ежегодно принимает решения по тарифам на коммунальные услуги (составляющие почти половину платежного документа, выставляемого управляющей компанией собственнику), и в итоге с этими тарифами никто не спорит, – отмечает Евгения Заволжина. – Хотелось бы, чтобы аналогичный подход мог распространяться на утверждение тарифа по содержанию и управлению каждого конкретного дома. Чтобы управляющая компания могла предоставить тариф в компетентный государственный орган для его согласования и утверждения. То же касается и конкурсной документации для новостроек. В этом случае сомневающиеся собственники могли бы быть уверены, что предлагаемый управляющей компанией тариф справедлив именно для их дома, насыщенного сложной инженерной инфраструктурой и необходимым уровнем сервиса».
«В идеале между УК и собственниками должен быть какой-то посредник в виде чиновника, государственный орган, который утверждает тариф на конкретный дом, – считает Дмитрий Сень. – Тогда львиная доля всех конфликтов исчезнет сама собой. Сами жильцы в этом, как правило, ничего не понимают. Они требуют, чтобы дворник подметал территорию в два раза чаще, но денег за это хотят платить в три раза меньше. И сделать здесь ничего нельзя, это разговор слепого с глухим. Ещё в 2016 году, когда муниципальный тариф равнялся 24 рублям, РЭК рассчитала среднюю стоимость содержания жилья для Екатеринбурга. Экономисты получили сумму в 33 рубля за квадратный метр! Контроль над управляющими компаниями постоянно совершенствуется, вводятся новые процедуры, требования и предписания. И всегда надзор больше всего бьет по законопослушным предпринимателям. Они дорожат своей репутацией, но выполнить многие требования за скромные ресурсы бывает невозможно. Поэтому такие УК уходят с рынка, но место пустует не долго. Его занимают те, кто и не собирается ничего выполнять. На рынок приходят люди и говорят: а мы согласны обслуживать дом дешевле. Естественно, что за эти деньги они ничего не делают. А когда до них добираются правоохранители и надзорные органы, они «переобуваются», создают новое юридическое лицо, и всё начинается сначала. Дефекты системы создаёт сама система».
«Многие конфликты между жильцами и руководством ТСЖ происходят от отсутствия прозрачности в работе, – говорит Анастасия Першина. – Мы, с согласия собственников, ежегодно тратим часть средств на проведение аудита, когда сторонняя организация внимательно изучает все документы. Это стоит денег, но у людей формируется определённая база доверия, и это снижает уровень конфликтности».
Эксперт также полагает, что законотворцы, которые занимаются вопросами ЖКХ, несколько оторваны от земли и не совсем понимают реальные проблемы отрасли.
Впрочем, ряд участников рынка уверены, что в конце концов система сама придёт к единому, устраивающему всех знаменателю. «С моей точки зрения, всё нужно оставить как есть, ничего менять не надо, – сказал Роман Кириллов. – Рынок управления жильём саморегулируется, а у собственников всегда есть выбор: либо брать на себя повышенные обязательства и создавать ТСЖ, либо оставаться под крылом УК».