Пациентам детского отделения Уральского института травматологии и ортопедии имени В. Д. Чаклина не страшно в окружении милых зверюшек, которые поселились здесь с лёгкой руки заведующего отделением Андрея Пулатова. Врача и художника.
«Тайник» в кабинете
Когда Андрей Пулатов впервые попал в детское отделение института, сердце его сжалось – молодой врач представил, как этим ребятишкам на костылях, в ортопедических аппаратах тоскливо и страшно.
Сегодня, спустя 30 с лишним лет, Андрей Рифгатович возглавляет это отделение, на его счету более 10 тысяч операций и более 100 рисунков, которые привносят в больничную атмосферу уют, сказку, покой.
Ребятишки знают, что «Сиреневых лисов», «Ошалевших от весны зайцев», «Далёкую белку», симпатичных ёжиков, медведей, дракона, который видит всё, и много ещё кого нарисовал доктор.
Если бы кто-то из маленьких пациентов заглянул в его кабинет в конце рабочего дня, то увидел бы, как Андрей Рифгатович, недавно вышедшей из операционной, достаёт из «тайника» за диваном пастель, бумагу и садится рисовать.
Он ещё сам не знает, кто появится на бумаге, поскольку его рукой ведут чувства, эмоции, переживания, мысли. Доктор-художник уклоняется от того, чтобы объяснить, как рождаются герои и сюжеты его рисунков.
«Я в них вкладываю свои эмоции, а зрители, в том числе ребятишки, лежащие в отделении, и их родители, возможно, увидят в них что-то своё», – говорит Андрей Пулатов. И рассказывает: пастель выбрал потому, что эта техника не требует особых условий и работать в ней вполне комфортно в рабочем кабинете. «Я же не профессиональный художник», – скромно замечает доктор Пулатов.
Талант и поклонники
Хотя он мог им стать. Выпускник художественной школы метался при выборе профессионального пути между изобразительным искусством и медициной. Даже отправился поступать в Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра, но, оказалось, опоздал – творческий конкурс уже прошёл.
Тогда он с лёгким сердцем поступил в медицинский институт. Всё к лучшему – уральское здравоохранение приобрело талантливого врача, а искусство всё равно не потеряло художника, который, совершенствуясь, опирается в том числе на мнения своих друзей – профессиональных художников.
«Вообще, у художника и хирурга есть что-то общее, – говорит Андрей Рифгатович. – Например, и в том и в другом творчестве одновременно работают руки и голова».
Работы доктора Пулатова радуют его близких, друзей, коллег, а маленьких пациентов и вовсе приводят в восторг.
Однажды в кабинет заведующего отделением зашёл отец девочки, которая довольно продолжительное время лечилась в институте, и заявил: «Готов купить все ваши рисунки». «И сумму внушительную предложил», – смеётся Андрей Рифгатович.
Оказалось, девочку рисунки доктора очень поддерживали, за время пребывания в отделении она буквально влюбилась в их персонажей и после выписки не хотела с ними расставаться.
Пулатов вежливо объяснил, что свои работы не продаёт, и предложил компромисс – он присылает рисунки в электронном виде, а отец просто распечатает их для дочки.