Мы с вами, рождённые в СССР, помним, как уже в середине декабря начинали упрашивать родителей достать с антресолей коробку с ёлочными игрушками. И, получив её, любовно перебирали содержимое вплоть до того момента, когда в доме появлялась ёлка. Займёмся тем же самым в Музее советского быта «Сделано в СССР».
Ватное папье-маше
В 40–50-х годах прошлого века, а то и раньше, деды морозы делались по технологии ватного папье-маше, при которой вместо бумаги использовалась расслоённая вата. Каркас же наверчивался из бумаги – папиросной или очень смахивающей на туалетную. Рассмотреть это позволяют трещины, имеющиеся у одного из почтенных старцев музея. Хрупкостью текстуры, к слову, нередко пользовались дети, которые периодически пытались проковырять дырку в мешке новогоднего гостя в поисках подарка. А один из посетителей музея однажды рассказал, что в своё время прятал в ватном Деде Морозе бутылку «беленькой». Вот уж где бы её не обнаружила ни одна, даже самая прозорливая жена.
Интересно, что у сделанных по одной технологии дедов морозов совершенно разные выражения лиц. Более того, и возрастные особенности у них разные. Кто-то «дедушка-дедушка», а кто-то вполне себе молодцеватый мужичок. А вот Снегурочки прямо как сёстры-близнецы: юные, румяные, весёлые. Даром что фактура разная. К примеру, Снегурочка, которую Ирина Светоносова нашла на чердаке расселённого барака на Уралмаше, из пенопласта, а её сестры – из пластмассы. Кстати, самый маленький Дед Мороз в коллекции музея размером с половинку детского мизинчика – он украшает собой маленькую искусственную ёлочку, которые в советское время часто стояли в праздничные дни на кружевной салфетке на комоде, потеснив традиционных слоников.
«Трудовых успехов!»
Во времена СССР даже Новый год имел идеологическую окраску (но мы этого не замечали, правда?). В музее имеется подборка новогодних плакатов того времени – ограниченный набор цветов, никаких вольностей, ёлка из пятиконечных звёзд и пожелания: «Трудовых успехов!», «С трудовыми победами!». Никаких тебе «Счастья в личной жизни!» и прочих сантиментов.
«Трудовые и героические подвиги Страны Советов находили отражение и в ёлочных игрушках, – рассказывает Ирина Светоносова. – Смотришь на нашу коллекцию и понимаешь, к какому времени относится та или иная игрушка. «Кукуруза» – явно из эпохи Хрущёва, стеклянные космонавты – из 60-х. Что характерно, ёлочные игрушки 30–40-х годов, пупсики, зачастую делались из ваты. И выглядят они так, будто сделаны вручную в домашних условиях, только «фабричные» лица выдают производство какой-то артели. А вот более поздние игрушки сделаны из стекла или из небьющегося пенопласта».
Кто помнит, не даст соврать – битые игрушки в советское время тоже шли в дело. Их толкли в ступке почти до состояния пыли, а потом получившимися блёстками украшали карнавальные костюмы. «Классика жанра! Мама рассказывала, что таким образом был однажды украшен головной убор моего костюма Снежинки, – рассказывает Ирина. – Ещё одна классика – мишура, пришитая по подолу платья. Пусть даже оно было в цветочек, но, если есть мишура, ты – Снежинка».
Во времена СССР карнавальные костюмы родители мастерили своими руками, включив фантазию на максимальную мощность. Сил и времени на это не жалели, находя в предновогоднем творчестве особую прелесть. Редкие костюмы дожили до сегодняшнего дня, но те, что дотянули, – предмет особой гордости музея. Как, например, костюм бабочки. «Можно себе представить, сколько труда в него вложено! Во-первых, марля, прямо скажем, не самый податливый для шитья материал, – говорит Ирина. – Во-вторых, её покрасили. В-третьих, накрахмалили (до сегодняшнего дня жёсткая форма почти не сохранилась). И, самое главное, платье сшили вручную. Я специально смотрела – ни одного машинного шва! К тому же платье бабочки дополняют расписанные крылья и головной убор».
«Бабочку» в музее тоже хранят как зеницу ока – костюм «хрупкий», если, конечно, так можно сказать о ткани. Профессиональным взглядом Ирина определила годы рождения «Бабочки» – скорее всего, это 70-е годы прошлого века. Точнее сказать трудно, ведь костюм попал в музей неведомым путём. «Кто-то оставил и ушёл, – говорит Ирина. – С нашими экспонатами часто именно так и бывает».