Фестиваль «Россия». Показ дня: фильм «Два дурака, которые совсем не дураки»

Автор фото: Ольга Маслова / «АиФ-Урал»

«Мне людей жалко»

«Бывший егерь, пенсионер Александр Мишенин и директор каменного карьера, депутат Николай Черный понимают жизнь одинаково: они высаживают в таежном бору деревья, копают себе землянку, спасают от браконьеров лосей и глухарей», – гласит текст о ленте в каталоге фестиваля «Россия». Мир, который окружает их каждый день, – мечта многих жителей городов, увязших в часто нелюбимой работе, одинаковых серых буднях, надуманных обязанностях и благах цивилизации. Но бросить все это, оставить «нажитое» и сбежать в лоно природы готов не каждый, и лишь единицам это удается. Для такого поступка нужен особый склад характера, личности и необходимо хоть немножко, но быть героем – порвать цепи обыденности. «Мне людей жалко. Надо искать какой-то выход. Я вот знаю, что помру, меня не будет, а эти липы, которые мы садим, они будут расти и после меня», – рассуждает о вечном один из напарников по лесоводству.    
   

То место, что является их настоящим домом, будто сошло с картины одной из галерей или музея. Глядя на таежный лес и места, его окружающие, сидя в кирпичной коробке в центре бетонных джунглей, не верится, что такие пейзажи действительно где-то существуют. Вот перед глазами зрителя предстал заснеженный бор, искрящийся под лучами солнца, в следующий момент – зеленые берега узких речушек, волнующаяся гладь которых покрыта тонким, невесомым туманом. Во все это не влюбиться просто невозможно. «Природа… Я ее люблю. Некоторых она страшит, люди боятся леса. А я люблю бывать там один», – звучит признание одного из главных героев. Однако жизнь Александра Мишенина и Николая Черного заключается не в одном лишь любовании красотами нашей страны. Мужчины признают, что без дела сидеть не любят. И в этом признании, и в их работе намного больше смыслов, чем в жизни сотен горожан современных мегаполисов.

На ком лежит забота?

За сорок минут картины зритель успевает увидеть смену нескольких сезонов, и в каждом из них у стражей леса свои обязанности. В холодное время года главные герои картины мастерят и развешивают по деревьям бора кормушки для птиц, в теплое – садят деревья: дубы и липы (любовно приговаривая при этом: «Расти, золотко. Расти большой»), наполняют лесные корыта для лосей солью и «украшают» особо крупные валуны предостережениями для браконьеров. Часто в этих предупреждениях содержатся грубые выражение. «В этих словах все четко и понятно! Никаких не надо «Берегите, пожалуйста, лес» и все такое прочее», – считают мужчины.

– Охотиться мы все любим, а заботиться кто будет? Вот я лосей просто так люблю, – говорит Александр Мишенин, – бывает, чуть подстрелят зверя, а он далеко или убежал. И бросают. Взялся, так забери! Иначе это развлечение, а зверь просто так погибнет. Кто не понимает этого, тот варвар. Таких вообще в лес нельзя пускать.

Сам себе хозяин

Несмотря на множество работы и повседневных дел, временные «подопечные» двух режиссеров жизнь свою ни на что менять не согласны. Пускай и здоровье не всегда позволяет в полном объеме осуществить задуманные планы.

– Цивилизация достала всех, только не все признаются, – считают они, – все эти блага нового века – на что они? Надо остановиться, подумать, что сделал. Люди в городах «долбятся руками на своих работах, чтобы выжить, но ничего у них нет, а тут не «долбишься» - и все есть.

А в городе, особенно без денег, и делать нечего, уверены Александр Мишенин и Николай Черный. «Разве что в квартире посидеть», – горько замечают они. В лесу же ты сам себе хозяин, сам кузнец своей судьбы, руководитель жизни, даже если кто-то и считает, что ты дурак, бросивший тепло и уют ради лесных посадок, лосей да глухарей.