Снять «советский налет»
- Расим Миннафаизович, то что в музее открылась выставка, посвященная легендарному разведчику, понятно - грядет 100-летие со дня его рождения. Но почему она так называется: «5 жизней Николая Кузнецова»?
- Нам хотелось бы снять некий «советский налет» с его личности. В то время же была мифологизация образа Николая Кузнецова. Мы же решили рассказать о том, кем он был в те периоды жизни, которые мало известны. Скажем, его деятельность в качестве агента НКВД, его работа на Уралмаше, в Москве… Это не афишировалось, ретушировалось. Мы эти страницы раскрыли. А «5 жизней…» потому что под пятью различными агентурными кличками он работал в НКВД. Этим проектом мы хотим еще раз напомнить, насколько уникален, талантлив был этот человек. И неоднозначен.
- Проблем с формированием экспозиции не возникало?
- Конечно, были проблемы. Начнем с того, что до сих пор с многих материалов, касающихся Николая Кузнецова, не снят гриф «секретно» (и большой вопрос, будет ли он когда-либо снят). Кроме того, было непросто собрать экспонаты, но мы пробились в музей ФСБ, музей Уралмаша, какие-то материалы были добыты нами кропотливой работой в архивах. Помогли нам воспоминания тех людей, которые его знали. В результате получилась очень неплохая выставка.
- Уже несколько лет идет речь о необходимости создания музея Кузнецова в Екатеринбурге…
- Если создавать музей, то он должен стать не просто мемориальным, а посещаемым и любимым уральцами. Причем не только в определенные даты. В противном случае юбилейная волна схлынет, и посещаемости не будет - такова судьба всех мемориальных музеев.
Между тем, музеи должны работать на посетителя, они должны выдерживать конкурентную борьбу, в том числе со средствами массовой информации, со всевозможными шоу-программами, с кинотеатрами. Музейному делу сегодня нужен свежий взгляд. Мы к этому стремимся и пытаемся конкурировать. Считаю, что успешно.
- «Свежий взгляд» - это что? Я заметила, например, что ваш музей очень подвижный, вы отошли от некой «храмовости»…
- Это наша концептуальная позиция. Если в основном в традиционных, классических музеях 90% площадей занимает постоянная экспозиция, то у нас примерно 50% - это постоянная экспозиция, а остальные площади отдаются под временные выставки. В Европе, например, есть музеи, где вообще нет постоянных экспозиций - это такая тенденция.
- Расим Миннафаизович, а вам не кажется, что многие ваши проекты, скажем, «Лаборатория екатеринбургских запахов», сделаны «на потребу»? В первую очередь, молодежи.
- На потребу. А почему мы не должны идти навстречу потребностям молодых людей? Что в этом плохого? Мы не идем против морали, нравственности. Почему бы не дать возможность прикоснуться к искусству посредством обоняния, например? Или через тактильные ощущения? Последнее относится к выставке «TOUCHART. Город наощупь», которая у нас сейчас стоит. Это новые отношения с искусством, новые ощущения, возникновение новых образов. Почему бы нет? Музеи не должны быть закостенелыми, где все в витринах, находящихся под неусыпным взором смотрителей: «Сюда не ходи, это не трогай». Музеи должны быть живыми. В противном случае, никто в них ходить не будет.
Сегодня ведь даже в программе классных руководителей нет обязательного посещения школьниками учреждений культуры. Все держится на энтузиазме отдельных учителей. Многие, например, когда выделяются средства на летние городские оздоровительные лагеря, предпочитают пойти с детьми в аквапарк. В музей они в последнюю очередь приходят.
Школа «шпионов»
- Вас это печалит?
- Печалит. Но мы готовим специальные программы к лету, поэтому к нам тоже любят ходить. Например, в рамках выставки, посвященной Николаю Кузнецову, мы подготовили программу для детей «Школа разведчика». Ребятам не только расскажут историю Героя Советского Союза, но и предложат потренироваться в искусстве конспирации. Интерактивные занятия сегодня пользуются большой популярностью. Детям не интересно просто ходить по музею, зато они с удовольствием включаются в действие. Что интересно, после таких занятий дети потом приводят к нам… родителей.
- «Эра Гагарина» - ваш проект, посвященный еще одной знаменательной дате, тоже подразумевает «сюрпризы»?
- Очень интересная выставка! Создавая ее, мы тесно сотрудничали, в том числе, и с Мемориальным музеем космонавтики. Они нам предоставили макеты кораблей, полетную одежду, всяческие аксессуары космического полета, и «выходной костюм» - скафандр - космонавта Олега Макарова. А сюрпризы… Мы договорились, закупили и привезли в Екатеринбург настоящее бортовое питание космонавтов, которым будем угощать посетителей.
Этот проект мы начали готовить еще минувшим летом. Долго велись переговоры с Музеем космонавтики, оформлялись всевозможные договоры… Та же транспортировка экспонатов - это же целая история. Она происходит специальным транспортом через фельдъегерскую связь, с охраной… А сколько архивных документов было переработано! То есть подготовка экспозиции - это сложный процесс, поэтому иногда планы выстраиваются на несколько лет вперед.
- Словом, скучать некогда?
- Да что вы! У нас все, как говорится, стоят на ушах - один проект заканчивается, начинается другой. А параллельно еще несколько в работе.
Смотрите также:
- Киновед Кирилл Разлогов: «Герой нашего времени должен быть человеком!» →
- Взгляд в будущее. Уральские музеи под ударом массовой культуры →
- «Молюсь, чтобы мои критики долго жили» →