В екатеринбургском музее нашли подпись фламандского художника

Фото: АИФ

Уральское сокровище

В одном из самых крупных учреждений культуры все еще не могут прийти в себя. Новость об уникальном событии в один миг разнеслась по городу, а затем и по всему региону. Подпись, оставленная рукой именитого фламандца, была обнаружена на картине «Мелеагр и Аталанта». До этого произведение не считалось копией, оно находилось в статусе сопричастном школе или мастерской Йорданса, где создать ее мог ученик или искусный последователь культового творца. На деле же оказалось, что картину написал сам живописец.

   
   
Справка
Якоб Йорданс (1593-1678) - фламандский живописец. Он один из трех великих художников фламандского барокко XVII века - долгое время был только третьим после Рубенса и Ван Дейка, оставаясь в тени своих прославленных современников.

Чудесная находка на холсте была сделана в ходе тщательной подготовки полотен к выставке «Окно в Европу», которая и по сей день работает в музее. На вышеупомянутом полотне искусствоведами было выявлено разложение лака в нижней части картины, а после его регенерации слева стали явственно видны буквы «J. Jordans Fecit», что означает - «Я. Йорданс сделал». Дабы поспешно не делать громких заявлений, работники музея провели предварительные исследования, которые отчетливо показали - подпись лежит в авторском красочном слое.

- В воздухе и до этого витало предположение, что данная картина является детищем не ученика Йорданса, а его собственной работой, - рассказывает зам. директора по выставочной деятельности и развитию музея Юлия Сирина, - просто так заявлять о подобной сенсации было бы непрофессионально, поэтому произведение долго изучалось. Эта находка подняла статус нашей коллекции и статус города как хранилища знакового произведения.

Один на миллион

Стоит отметить, что обнаружение подлинной подписи такого выдающегося мастера не только редкая удача, но и огромная ответственность для музея, которая требует впоследствии глубокого и всестороннего изучения произведения. Со слов экспертов, оно будет включать в себя как формально-стилистический и историко-искусствоведческий анализ, так и технико-технологическую экспертизу.

- Еще одним радостным моментом в этой истории является и то, - добавляет Юлия Владимировна, - что подлинность выяснилась не в Москве и не в Санкт-Петербурге, где коллекция фламандской живописи обширнее, а именно на Урале. Вообще вероятность обнаружения таких холстов в России крайне низка.

Напомним, полотно «Мелеагр и Аталанта» поступило в уральский музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа. Долгие годы оно считалось копией работы на тот же сюжет, находящейся в Антверпене. Картина, вероятно, именно по этой причине и была передана в провинциальную Свердловскую галерею.

Также известно, что Якоб Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. На сегодняшний день известно о существовании несколько вариантов «Мелеагра и Аталанты», а екатеринбургский почти полностью повторяет композицию антверпенской картины.

   
   

Смотрите также: