О том, как создаётся фарфор на Урале и почему хрупкие на вид изделия не ломаются под весом человека, рассказали на Сысертском фарфоровом заводе.
Ванна из глазури
Знакомство с премудростями фарфорового дела начинается с массозаготовительного участка. «Здесь готовится масса, служащая основой для посуды и сувениров, – рассказывает начальник цеха №2 Ираида Петухова. – Материалы взвешиваются, смешиваются и помещаются в один из барабанов».
Барабаны разные – от 700 килограмм до 2 тонн, и крутятся они без устали круглосуточно. Готовая масса проверяется лаборантами и передаётся на литейный участок.
На длинных столах в литейном цехе – скопление фарфоровой посуды и разнообразных форм. Под столами – шланги, по которым масса поступает прямо на рабочее место и заливается в формы. Внешне формы представляют собой прямоугольные коробки разной величины. Секрет «кирпичиков» – внутри. В зависимости от полости на свет появляются стаканы, блюдца, чайники и самые разные сувениры. «Это будет сувенир «такса», – работница цеха открывает форму, откуда появляется туловище собаки. – Большинство изделий состоит из нескольких частей, которые заливаются порознь и впоследствии склеиваются».
Полученное изделие очень хрупкое, а потому фарфор отправляется на участок обжига. Первый обжиг – для придания формы и прочности – производится при температуре 780 градусов. На следующем этапе изделиям придается глянцевость. Готовые чашки, блюдца и прочие предметы «купают» в ёмкости с глазурью, после чего передают на второй обжиг. В результате получается белое глянцевое изделие, которое отправляется на живописный участок.
Можно и попрыгать
Живописных участков на заводе несколько. В первом из них роспись ведётся с помощью трафаретов, а на двух других рисунки создаются более сложные – их живописцы придумывают буквально на ходу. «Процесс этот трудоёмкий. Нарисовать сервиз за один день нереально, – рассказывает бригадир творческой группы Елена Ракипова. Художница берёт тарелку и точными, профессиональными движениями наносит кистью узор. Буквально на глазах на белоснежном изделии расцветает необычный, словно объёмный цветок. Композиционный мотив «Сысертская роза» совместно с ручной мазковой росписью – визитная карточка уральского завода.
Краски на изделии, пока не поместишь его в печь в третий по счёту раз, легко стираются, но после обжарки при 830 градусах буквально вплавляются в глазурь. Кроме того, трёхфазная обжарка делает хрупкие изделия весьма крепкими. «Вы можете даже попрыгать на чашке, – художница кладёт чашку на пол и смело встаёт на неё. – Ни царапинки!»