Любовь, предательство и прощение: Екатеринбург увидит чешскую «Русалку»

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Екатеринбургский театр оперы и балеты завершил подготовку к премьере оперы чешского композитора Антонина Дворжака «Русалка». Спустя 17 лет оперная постановка вернулась на сцену театра. Теперь на чешском языке, передает корреспондент «АиФ-Урал» в среду, 17 мая, побывав на генеральной репетиции.

   
   

Сделано в Чехии

Чешский национальный продукт силами чешской команды рискнул поставить на своей сцене Екатеринбургский театр оперы и балета. Почти трехчасовая постановка с двумя антрактами и тремя действиями погружает зрителя в сказочный подводный мир невиданных существ. Наряду с человеческим миром любовных терзаний, историей предательства и всепрощения.

Музыка чеха Дворжака

Это классическая постановка «Русалки» Антонина Дворжака, одного из самых почитаемых композиторов Чехии, прах которого покоится на Вышеградском кладбище в Праге – культовом месте для туристов.

Дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи. Генеральный прогон оперы «Русалка» в Екатеринбурге. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

«Эта постановка очень классическая: не только по сцене, но и по музыке – оркестр играет по всем традициям чешской музыки. Это чувственная и красивая музыка. Но я всем говорю, что по фактуре – это тяжело: как будто сыграть три симфонии для оркестра. Нам пришлось убирать некоторые инструменты – Дворжак любил писать для очень плотного оркестра. И если бы не внесли изменений, вокалисты из оперы просто бы исчезли. И тогда получилась не «Русалка», а аквариум!» – рассказывает дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи.

   
   

Многослойная история

Как всегда, на первом месте в сюжете – бесконечная любовь. Красивая и неземная Русалка влюблена во вполне себе человеческого Принца, который идет навстречу девушке, но затем предает ее, отдавая все свои чувства таинственной Чужеземной Княжне. После этого Русалка, которая, к слову, лишается дара речи во втором действии, познает всю горечь предательства в любви и возвращается в водный мир.

Генеральный прогон оперы «Русалка» в Екатеринбурге. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Очухавшийся принц пытается вернуться к девушке и поцеловать блуждающий огонек, в который она преобразилась от горя. Но цена поцелуя слишком дорога – это смерть. Что не останавливает героя, и он погибает. А одинокая Русалка просит Бога о милости к человеческой душе.

«Русалка» – многослойная история, в которой много смыслов. «Для детей – это сказочный мир, населенный разными существами, для взрослого человека – глубокая драматичная история о любви и смерти. Это одно из самых любимых произведений, и самое важное для меня – это история всепрощения. Какие бы удары не наносила нам судьба, если ты сможешь простить – это станет самым ценным для твоей души», – эмоционально рассказывает о постановке чешский режиссер Томаш Пилар.

Режиссер-постановщик Томаш Пилар. Генеральный прогон оперы «Русалка» в Екатеринбурге. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

И тут же признается, что остался в восторге от сотрудничества с командой екатеринбургского театра: «В Европе мне бы никогда не позволили провести две генеральные репетиции в один день. Здесь видно, что все сконцентрированы, внимательны и серьезно настроены на работу».

Премьера оперы

Премьера оперы Антонина Дворжака «Русалка» в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится на этой неделе: 19, 20 и 21 мая. Специально для постановки были приглашены из Чехии молодые художники Павел Кодеда (сценограф), Ивана Миклошкова (художник по костюмам), Даниэль Тесар (художник по свету) и режиссер Томаш Пилар – художественный руководитель Оперного театра Пльзени, один из самых многообещающих молодых чешских оперных режиссеров.

Генеральный прогон оперы «Русалка» в Екатеринбурге. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Екатеринбургский театр во второй раз ставит «Русалку» Дворжака. Первая постановка состоялась 25 февраля 2000 года. Ее отличие было в том, что опера была полностью на русском языке. В этот раз – на чешском языке с русскими субтитрами.