Премьера оперы «Пассажирка» состоится сегодня, 15 сентября, на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
Забывать нельзя
«Пассажирка» – непривычное произведение для музыкального театра. Режиссеру-постановщику, дирижеру и артистам пришлось воплотить на сцене страшные моменты гитлеровского режима и концлагерного прошлого.
«Мы искали произведение, которое могло бы дальше двигать и развивать театр. И весной 2015 года было принято решение о постановке оперы М. Вайнберга «Пассажирка», которая с момента ее создания в 1968 году ни разу не была поставлена в оперных театрах России», – рассказал
директор театра Андрей Шишкин.
В постановке приняли участие дирижер Оливер фон Дохнаньи, режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер и художник Вика Цыкун. Кураторами проекта выступили Андрей Шишкин и редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.
Кстати, идею постановки одобрила писательница Зофья Посмыш, чья повесть «Пассажирка», рассказывающая о ее заключении в концлагере Аушвиц, легла в основу либретто оперы. Во время рабочего визита в Польшу кураторам проекта удалось лично встретиться с писательницей. Позднее в Польше побывал и режиссер Тадеуш Штрасбергер, который посетил Аушвиц и также встретился с Зофьей Посмыш. По его словам, именно впечатления от поездки сыграли решающую роль в формировании режиссерской и визуальной концепции будущего спектакля.
«Холокост не наступает внезапно. Никто не проснется поутру и не скажет: «А давайте-ка сегодня устроим холокост!» Сначала мы фанатично одержимы борьбой за идеалы справедливости, а потом, по каким-то причинам, наши благие намерения вдруг оборачиваются чем-то невыносимым… Мы вместе с артистами попытались разобраться в происхождении зла: как оно зарождается, каким образом приводит через цепочку событий и связей к таким глобальным последствиям? Как крупинки зла, множась многократно, становятся глыбой, катастрофой? Сейчас я замечаю, что в мире происходит что-то подобное. Благополучие, в котором мы все пребывали несколько десятилетий, закончилось, и наше безучастие может иметь необратимые для будущего мира последствия. Мы делаем спектакль об ответственности перед миром каждого из нас. Важно, чтобы люди задумались об этом, чтобы трагедия никогда не повторилась», – рассказал Штрасбергер.
Динамика и драматичность
Музыка – это отдельный персонаж оперы. Ломаная, нервная, жесткая, страдающая, сулящая надежду, спасающая… Она то напирает, то, сбавляя обороты, позволяет вздохнуть и перевести дух. Сидя в зале, ты забываешь, что музыка – дело рук музыкантов оркестра.
«Музыка «Пассажирки» потрясает своей драматичностью. В ней нет ни одного пустого места. Каждая музыкальная фраза здесь прожита и продумана, выражена страстно и правдиво. В плане исполнения для музыкантов оркестра это очень непросто произведение, со сложным ритмическим рисунком, стремительными динамическими сломами и выразительной динамикой», – отмечает
дирижер-постановщик О. фон Дохнаньи.
Об этом же говорят и исполнители главных ролей оперы «Пассажирка».
«Меня затронула тема оперы, потому что мою семью это напрямую коснулось: дедушка и бабушка были в лагере. Мне захотелось понять, что испытывали люди по ту сторону концлагерей – те, кто добровольно или по приказу шли в надзиратели, – рассказала
исполнительница роли немки Лизы артистка Надежда Рыженкова. – Нас знакомили с материалом достаточно долго: режиссер ставил задачи, мы много читали и смотрели фильмы. Нам предстоит неоднократно выходить на сцену и эмоции каждый раз – разные: находишь новое в музыкальном материале, слышишь новые интонации. Это очень длительный процесс».
Артист Дмитрий Розвизев, исполнитель роли Вальтера, дипломата и мужа Лизы, говорит о сложностях в музыкальном плане: «Выучить партитуру было очень не просто. Современный композитор плюс большой оркестр. Репетиции были сложные, ежедневные. Волнение сохраняется по сей день».
Смотрите также: