«Похождения» Рубенса на Урале. Как копия великого мастера стала оригиналом

О том, что в Свердловской области хранится подлинник великого Рубенса, стало известно на прошлой неделе, причём во многом благодаря гостям из соседнего региона.

   
   

«Испытали шок»

«В Ирбите мы оказались проездом, возвращаясь из Тобольска, - рассказала жительница Челябинска, филолог Татьяна Пелленен. – В тот день в музее не было света, по залам ходили посетители с фонариками. Мы хотели посмотреть «Магдалину» Рубенса, но каково же было наше удивление, когда директор Валерий Карпов рассказал, что у них хранится ещё один шедевр великого фламандца – «Положение во гроб». Его подлинность была установлена совсем недавно. С одной стороны, мы испытали настоящий шок, потрясение. С другой – было удивительное чувство, как будто бы мы, обыкновенные люди, оказались вписаны в историю мировой живописи».

На самом деле, «подозрения» на подлинность картины появились у сотрудников музея ещё в 2016 году – во время её реставрации. Однако это были лишь предположения. Картину послали на экспертизу в питерский Эрмитаж, и там подтвердили: полотно, которое 43 года считали копией, написано самим Рубенсом.

«На данный момент картина находится у нас в музее, её подлинность установлена, но письменного подтверждения пока нет, - рассказал «АиФ-Урал» директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов. - Специалисты Эрмитажа озвучили это только на словах, поэтому подробных комментариев по этому поводу мы принципиально не даём. Ранее это полотно никогда не выставлялось, так как было в достаточно плохом состоянии. Презентация картины состоится в сентябре 2019 года».

Планируется, что к этому времени шедевр в торжественной обстановке выставят на всеобщее обозрение. Кроме того, будет выпущена книга с описанием и историей картины.

Татьяна Пелленен: «В Ирбите мы оказались проездом, возвращаясь из Тобольска». Фото: Из личного архива/ Татьяна Пелленен

43 года
шедевр Рубенса пролежал в запасниках музея.

Вторая жизнь

Впрочем, кое-что известно уже сейчас. По одной из версий, в 1917–1918 гг. в Петрограде большевики изымали у «буржуев» предметы искусства. Работа Рубенса «Положение в гроб» оказалась среди конфискованного добра и была передана в Эрмитаж. Там шедевр пролежал до середины 70-х. При этом не исключено, что картина уже могла побывать в Свердловске в годы Великой Отечественной войны, тогда у нас хранилась значительная часть эвакуированных из Ленинграда коллекций.    
   

Однако в 1976 году Эрмитаж передал недавно созданному музею в Ирбите для пополнения экспозиции около десятка картин старинных мастеров. Естественно, отдавали что похуже, скорее всего, о возможной подлинности «подарков» никто даже не задумался. Но время всё расставило по своим местам.

Возможно, в чудесное «воскрешение» оригинала мало бы кто поверил, если бы не одно «но». Дело в том, что это уже не первая в Ирбите «копия» Рубенса, которую признали подлинником! В 2012 году такой же «казус» случился с другой его работой – «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Она тоже была передана музею в 1976 году, была в плохом состоянии, но получила, что называется, вторую жизнь в качестве оригинала. Сегодня «Магдалину» экспонируют не только в Ирбите, но и в других городах России.

Сколько ещё подлинников Рубенса и иных мастеров хранится у нас на Урале – неизвестно. Всем интересна стоимость шедевра в денежном эквиваленте, однако пока специалисты не решаются назвать даже порядок суммы. Но, например, три года назад картина Рубенса «Лот и его дочери» была продана на аукционе Christie's за 58,2 млн долларов. По нынешнему курсу это 3,6 млрд рублей. Для сравнения: годовой бюджет Ирбита в 2019 году составляет примерно 1,1 млрд, то есть в три раза меньше.

Сколько ещё подлинников Рубенса и иных мастеров хранится у нас на Урале – неизвестно. Фото: Википедия

КСТАТИ
В XVII веке многие ученики часто копировали работы своих учителей-живописцев. Бывало, что, создавая шедевр, мастер писал главные детали, а «добивали» сюжет его помощники. Но из неофициальных источников известно, что «Положение во гроб» в музее Ирбита на 100% принадлежит кисти самого Рубенса, ученики ему даже не помогали.