Герострат в 356 году до Р. Х. сжёг в Эфесе храм Артемиды. Житель Литвы Бронюс Майгис в 1985 году облил кислотой в Эрмитаже картину Рембрандта «Даная». Дорожные службы Екатеринбурга 19 июля 2019 года закатали в асфальт супрематический крест Покраса Лампаса…
«Случилось страшное»
Работа известного художника появилась на площади Первой Пятилетки на Уралмаше в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Это огромный серый крест на красном фоне с чёрным обрамлением, состоящий из символов, которые, по словам автора, являются обрывком манифеста Малевича. С учётом того, что площадь шедевра составляет 6 686 «квадратов», увидеть и оценить его с земли нет никакой возможности. Покрас Лампас и 20 его подручных рисовали граффити четыре дня подряд!
А дальше, как в трагедии Еврипида «Орест»: «Случилось страшное». Несмотря на то, что площадка для рисунка была согласована с мэрией, в пятницу 19 июля на объект явились дорожные рабочие и ничтоже сумняшеся начали закатывать работу Лампаса в асфальт.
Вообще-то Покрас Лампас (он же Арсений Сергеевич Пыженков) – личность в мире искусства известная и даже, представьте себе, основатель целого современного направления. Кому интересно, тот может посмотреть статью в «Википедии». Однако в Екатеринбурге до последних дней его творчество популярно не было. Кроме того, среднестатистический уралец далеко не всегда способен по достоинству оценить произведения «каллиграфутуризма», а рисунки и надписи на стенах и заборах (Лампас или не Лампас) у нас замазываются почти ежедневно. Но всё изменилось к обеду 19 июля. Шум поднялся невероятный.
«Только город портят»
«Район по ушам получит, - пригрозил глава столицы Урала Александр Высокинский. – Там новый зам по благоустройству, решил заняться такой работой. Вернусь в город – будем разбираться».
«Работы мы лишились, я думаю, что ещё и художника обидели», - посетовал депутат гордумы Екатеринбурга Тимофей Жуков.
На голову главы Орджоникидзевского района Романа Кравченко, «проморгавшего» акт вандализма, стали пророчить разнообразные кары, вплоть до увольнения. Одновременно в соцсетях начались бурные споры по поводу художественной ценности произведения Покраса.
«Только город портят своими граффитями», - возмущались одни. «Зачем превращать площадь в крышку гроба, видимую из космоса?» - вопрошали другие. Нашлись и те, кто увидел в работе дорожников «художественный акт». «Ребята из коммунальной службы выдали прекрасный пример акционизма. Павленский с его поджогами нервно курит в сторонке», - утверждали знатоки современного и искусства.
Но постепенно дискуссия из области культуры мало-помалу перекочевала в более приземлённые сферы. Во-первых, выяснилось, что проводимые ДЭУ работы были плановые, их затеяли ещё весной, а насчёт «супрематизма» от районной управы никаких распоряжений не поступало. Во-вторых, у горожан сам собой возник вопрос: за какой такой надобностью дорожники укладывали асфальт на тротуарную плитку? Ожидаемо посыпались реплики о необходимости смены городской власти…
Ещё один опрос?
Свои «пять копеек» добавила в скандал и православная общественность. «Попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно, - заявила руководитель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова. – Как минимум в таком важном вопросе надо было провести опрос среди жителей района, по результатам которого меньшинство должно подчиниться большинству».
Мнение верующих было широко растиражировано соцсетями и СМИ, но предложение провести очередной опрос особого сочувствия у властей не вызвало. В столице Урала до сих пор не решили вопрос по храму святой Екатерины, и ещё один «референдум» мог бы окончательно добить городской бюджет.
Показательно, что сам автор отнёсся к нападению на свой шедевр достаточно философски. «Я рад, что современное искусство всё сложнее закатать в асфальт, стереть, уничтожить, - отметил художник Покрас Лампас. – Мы обязательно всё восстановим. Иногда самые внезапные и стихийные события обогащают проекты и дополняют контекстом заложенные смыслы».
Организаторы сделали вывод, что ЧП случилось из-за «рассогласованности» и предложили создать в Екатеринбурге онлайновый каталог объектов уличного искусства. «Муниципальные предприятия существуют согласно своим ритмам, - сказал организатор «Стенограффии» Евгений Фатеев. - Пора нашим реальностям сходиться. Очень просим, чтобы никого не увольняли».