В Екатеринбургском музее ИЗО открылась выставка «Лично для каждого»

В стенах одного из главных выставочных комплексов Урала начала работу масштабная выставка «Лично для каждого», посвящённая 70-летию Победы. В экспозицию вошли не только графика и живопись, но также скульптура, фотография, авторское видео и инсталляции.

   
   

Никого не обошли стороной

В знаковом для Екатеринбурга проекте собраны произведения самых разных авторов. В залах музея на Воеводина работы фронтовиков соседствуют с художественными высказываниями тех, чьё детство и юность пришлись на послевоенные годы. В учреждении не обошли стороной и современных молодых авторов, дав им шанс представить публике собственные проекты-размышления.

– Что касается молодых авторов, то на нашей выставке можно будет увидеть видеодокументацию от известного уличного художника Тимофея Ради, который подготовил работу «Вечный огонь», – рассказывает куратор выставки «Лично для каждого» Ирина Кудрявцева, – и фильм «Открытка» от Владимира Селезнёва. Последняя основана на семейной истории Владимира, которая рассказывает об открытке, полученной родными художника от его дедушки. В этой открытке – а доставлена она была прямо из Европы – он поздравлял своих близких с долгожданной Победой. Она долго хранилась в семье Селезнёва. Но недавно художник не смог найти реликвию, и решил воссоздать её по памяти. Собственно, его видео и есть этот процесс воссоздания открытки, которая всегда символизировала День Победы для самого художника.

И если художники-фронтовики применяли в творчестве свой личный военный опыт и воспоминания, то молодые современные авторы, чьё отношение к событиям прошлого опосредовано, зачастую стремятся к созданию новой системы координат в разговоре о войне и Победе. Благодаря этому ходу авторам выставки удалось показать: память о событиях 1941-45 годов является предметом для внимания всех поколений. В этом непростом контексте искусство лишь помогает восстановить эмоциональную связь между людьми любых возрастов и выработать универсальный язык, понятный каждому.

Основой же экспозиции стало сообщение от первого лица, не заказное парадное произведение искусства, а личное отношение автора. То, что сам художник посчитал важным оставить в своей и нашей памяти.

– Хочется сразу отметить, что наша выставка не о войне. Не сражения и не битвы её главная тема, – отмечает куратор, – главная тема – это переживания войны 1941-45 годов, следы этой войны, травмы, которые она нанесла нашему обществу, и Победа – как часть войны. Мы исходим именно из этого, исследуем эти вещи с разных сторон. Военные сюжеты – не главный предмет, они лишь предлог к долгому и важному разговору.

Разные взгляды поколений

Кстати
Непосредственно в сам День Победы, 9 мая, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдёт ещё одно праздничное событие – премьерный показ концерта-спектакля «Чтобы помнили». В мероприятии, которое посвящено 70-летнему юбилею, примут участие уральские актёры и исполнители – выпускники консерватории им. Мусоргского, солисты Екатеринбургского театра оперы и балеты, а также студенты Екатеринбургского театрального института. Основой для постановки, режиссёром которой является Татьяна Перминова, стали песни военных лет и литературно-поэтические отрывки в сопровождении рояля. Начало концерта запланировано организаторами на 12.00. Выступление пройдёт в здании музея изобразительных искусств на Воеводина.
Частью этого разговора, помимо видеоработ, стал фронтовой рисунок, который к публике вынесли из фондов Екатеринбургского музея изобразительных искусств. По мнению сотрудников учреждения, этот формат творчества заслуживает особого внимания, ведь каждая из работ является не только сокровищем искусства, но и документальной ценностью. Сохранившаяся графика этого времени отличается неподдельной искренностью, острой чувствительностью к происходящему, моментальной характеристикой окружающей действительности, схваченной за редкие минуты покоя.    
   

– В годы войны художники, оказавшиеся на передовой, в самых экстремальных обстоятельствах находили в себе силы рисовать, – вспоминают в музее, – фронтовой рисунок как своеобразный визуальный дневник военных лет, наравне с личными письмами, воспоминаниями очевидцев и скупыми фактами истории, стал для нас настоящим документом эпохи, который может рассматриваться историками наравне с другими источниками.

Не менее обширна и подборка живописи, в которую вошли работы самых разных, по большей части послевоенных, лет: начиная 60-ми и заканчивая 80-ми. И если поколение художников конца 1950-х – начала 1960-х годов рассказывало в своих работах не столько о себе, сколько об отцах и дедах, то позднее поколение мастеров – 1970-е – 1980-е годы – большое значение отводило личным переживаниям и персональным стратегиям сохранения памяти.

Смотрите также: