Органу в Свердловской филармонии исполнилось 50 лет. К его юбилею 31 октября в Екатеринбурге начала работать выставка. В честь праздника запланированы концерты, в том числе дуэли. А ведь когда-то король инструментов очень нуждался в ремонте. Подробнее - в материале urai.aif.ru.
Спасти короля
Деньги на его спасение давали не только инвесторы, но даже школьники. Пожертвование в виде мешочка с мелочью работники культуры вспоминают с особой теплотой. «Почти четверть века орган стоит на сцене. Но вы же понимаете, что такое уральская погода и сложность соблюдения температурных режимов, – говорит первый заместитель директора филармонии Рустем Хасанов. – Спустя 24 года после появления в столице Урала инструменту потребовался капитальный ремонт. В мае 1997 года мы объявили благотворительную акцию: «SOS орган». Надо было заплатить за его реставрацию 111 немецких марок, что по тогдашнему курсу составляло 420 тысяч рублей. Эта сумма была накоплена. Из неё 250 тысяч рублей – частные пожертвования. В этом приняли участие более 700 человек. Самый маленький взнос, который нам принесли, – мешочек с мелочью от школьников, где было всего 50 копеек! Однако даже такая сумма не пропала даром. Всё это дало нам возможность оплатить работы группе иностранных мастеров. После этого прошли годы, трубы инструмента начали оплывать, его игровой пульт устарел. В 2013 году мы провели вторую акцию в поддержку нашей главной гордости. Мы делали проекцию, где показывали, как он будет разрушаться, если не будут приняты меры. В итоге нам удалось собрать необходимую сумму. 85 фасадных труб отремонтировали, к ним добавили новые. Игровой пульт заменили, что значительно облегчило работу органиста и мастера».
Чтобы король всех инструментов, как его называют в уральской филармонии, работал без сбоев, органный мастер Денис Фомичёв трудится, не покладая рук. Задолго до концерта он открывает заветную дверцу и входит в мир, не похожий ни на что другое. Неподготовленный человек увидел бы здесь лес каких-то трубок. А специалист внимательно осматривает каждую деталь. Он сравнивает инструмент с коттеджем, в котором есть много разных комнат.
«Осмотр органа происходит регулярно, а перед концертом нужно настроить определённый регистр, – рассказывает Денис Фомичёв. – До капитального ремонта в 2014 году бывали такие случаи, что невозможно отремонтировать что-то, а концерт в самом разгаре. Мой предшественник как-то держал неисправную деталь пальцем – полконцерта. Но после ремонта форс-мажоров не случается». Мастер открывает дверцу, но внутрь заходить нельзя: это святая святых! Струны, идущие вдоль стены, напоминают сказку «Городок в табакерке», где мальчик оказался среди гигантских валиков и шестерёнок.
«При визуальном осмотре видно только то, что явно бросается в глаза. Для того чтобы по-настоящему понять, что происходит с инструментом, нужно проиграть все регистры по одному. Для этого надо уметь играть на органе. Я играю: конечно, не на уровне артистов с мировым именем, но для моей работы этих навыков хватает. Бывает, что труба не звучит, – значит, что-то случилось. Непосредственно перед концертом мы настраиваем только язычковые регистры. Их 13, они находятся внутри органа. Общий капитальный осмотр делается раз в год, всё остальное мы устраняем по мере необходимости. Во время репетиции исполнители сообщают мне, что идёт не так. Например, труба немного гудит. Новичку может показаться, что небольшая поломка ни на что не повлияет: подумаешь, звук какой-то не такой. Но подобные мелочи имеют свойство накапливаться», – добавляет Денис Фомичёв и идëт к макету органа, который создан специально для посетителей. На этом макете удобно показывать, что и как устроено.
Мастер на все регистры
Инструмент в миниатюре можно рассмотреть во всех ракурсов. Видно даже те части, куда никто, кроме мастера, не вхож. Маленький насос нагнетает воздух, остаётся только нажать на клавиши, чтобы сыграть мелодию.
О том, что Денис Фомичёв свяжет свою жизнь с таким огромным инструментом, он не знал. По его словам, мастеров по ремонту органа не готовят ни в каких учебных заведениях.
«Когда я оканчивал Волгоградскую консерваторию, у меня возникла необходимость отремонтировать мой старенький аккордеон. А поскольку учиться этому было негде, я пошёл к хорошему местному мастеру – Александру Кравчуку. У него была мастерская. Он мне многое рассказывал. Этот человек ремонтировал не только инструменты, но и фотоаппараты – всё, что связано с механизмами. Потом он предложил мне поучиться работать органным мастером. В этой профессии важна практика, а не теория. Там я работал с органом 13 лет, сейчас работаю здесь, в Екатеринбурге, уже больше десяти лет. Большая часть работы – монотонный процесс, нужно проходить определённый регистр не один раз. На настройку влияет температура внутри и снаружи помещения. Если на улице случился перепад погоды даже на три градуса, всё нарушается и нужно делать всё заново», – рассказывает Денис Фомичёв.
Исполнитель тоже должен разбираться в строении этого величественного инструмента. Для того чтобы научиться всему, каждый, кто с ним взаимодействует, должен уметь играть на фортепиано. Кроме того, необходимо знать множество нюансов, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к музыке.
«Если металл у труб мягкий, нельзя держать горячий свет, то есть лампы, которые способны нагреть металл. Это приводит к тому, что трубы начинают плавиться. Поэтому мы используем специальное освещение для создания визуальных эффектов», – рассказывает органист филармонии Тарас Багинец. По его словам, на звучание могут повлиять даже шторы в концертном зале. «Отличие церковного органа от концертного в том, что у первого звук обволакивает всё помещение. А во втором случае он идёт в зал. За эти 50 лет филармония значительно продвинулась в обеспечении звучания органа: например, на сцене появились звукоотражающие щиты. Благодаря им в зал идёт намного больше оттенков мелодии», – отмечает музыкант.
Органист Тарас Багинец за игрой.
Юбилей обещает быть насыщенным. В филармонии пройдут не только привычные всем концерты, но и органные дуэли. Это состязания между музыкантами, где публика может выбрать лучшего исполнителя. Такие состязания между музыкантами были популярны во времена Баха.
«Неважно, что один из исполнителей – заслуженный мастер, маэстро и обладатель большого количества титулов. Сегодня зрители могут решить, что победитель – это его оппонент, которым может оказаться не столь титулованный исполнитель», – объясняет Рустем Хасанов.
По мнению организаторов, это новшество должно внести драматическую нотку в привычное исполнение музыкальных произведений. Посетители филармонии будут не просто слушать прекрасную музыку, но и болеть за любимого исполнителя.
Торт с изображением главного виновника торжества - органа, вносят в зал.