XII Международный фестиваль уличного искусства «Стенограффия» (STENOGRAFFIA) проходит сейчас в столице Урала. За два месяца всемирно известные и малознакомые горожанам художники создадут порядка 30 арт-объектов, которые призваны украсить мегаполис.
Безопасное включение
Фестиваль стартовал в Екатеринбурге в начале июля и уже прославился целым рядом проектов. В этом году речь идёт не только об украшении зданий, но и о дворах. В мероприятии участвуют мастера из Греции, Италии, Финляндии, Германии и ряда других стран. В частности, организаторы пригласили художника из Аргентины, который расписал фасад УрГЭУ. Как рассказала официальный представитель фестиваля Катерина Кизюн, работы аргентинца Элиана Чали (Elian Chali) отличают яркие цвета, строгие формы, прямые росчерки, как в графическом редакторе. Это создаёт впечатление, будто цифровое пространство перенесено в городскую реальность. Анастасия Пищугина вяжет свои арт-объекты из проволоки и украшает ими городское пространство, а Таисия из команды Spektr изобразит на улице 8 Марта динозавра.
Планируется, что будет создано порядка 30 объектов уличного искусства, которые станут новыми достопримечательностями уральской столицы, а в дальнейшем, вполне вероятно, привлекут в мегаполис множество туристов – любителей и ценителей стрит-арта.
Правда, из-за пандемии ряд мероприятий пришлось отменить, а сам фестиваль растянули почти на два месяца (чтобы развести акции во времени). «Мы хорошо понимаем ответственность, особенно в данное время, – сообщила руководитель волонтёрского движения фестиваля Анна Клец. – Поэтому мы будем создавать наши арт-объекты не в три коротких дня, а гораздо дольше. Все потоки людей разведены, мы отменили все проекты, которые были направлены на собрание большого количества людей. Художники и добровольцы будут собираться небольшими группами, с соблюдением всех мер безопасности. Что бы в мире ни происходило, мы хотим создавать искусство, нести прекрасное в открытое пространство и поддерживать людей морально».
По словам Анны, один из проектов фестиваля будет посвящён легендарной художнице Евгении Ивановне Стерлиговой – иллюстратору книг Владислава Крапивина. Соответствующая работа появится на доме, в котором она живёт. Какая именно – пока тайна. Кроме того, художники и волонтёры расскажут о её творчестве. Показательно также, что многие волонтёры фестиваля становятся со временем художниками. Например, Денис Сомов шесть лет работал на «Стенограффии» добровольцем. В этом году он станет автором проекта «Хокку».
В онлайн-формате
Наблюдать за созданием арт-объектов можно в социальных сетях в онлайн-формате. В интернете также публикуют трансляции с дискуссионных площадок. Организаторы называют это «безопасным включением».
«В этом году желание принять участие в фестивале изъявило большое количество волонтёров, которые также будут создавать арт-объекты, – заявил идеолог фестиваля, художник и исследователь визуальных коммуникаций Андрей Колоколов. – Большинство из них люди молодые, в среднем им примерно по 20 лет. То есть когда стартовала «Стенограффия», им было по 8–10 лет. Всего в этом году в фестивале примут участие около двух десятков художников».
Между тем, несмотря на общий позитивный настрой горожан и экспертов, не все произведения (в том числе мировых знаменитостей) пришлись жителям Екатеринбурга по вкусу. Например, не все оценили по достоинству работу под названием «Ледник», которую создал итальянский художник Роберто Циредз. Он разрисовал стену общежития Уральского института управления на ул. 8 Марта, 70. По поводу данного арт-объекта в соцсетях развернулась нешуточная дискуссия.
Напомним, что в 2019 году интерес к стрит-арту вообще и фестивалю в частности подогрел скандал, связанный с работой известного уличного художника Покраса Лампаса (так называемый супрематический крест). Сначала его творение по ошибке закатали в асфальт дорожные рабочие, а потом на него ополчилась православная общественность. Шум не утихал довольно долго, а Лампас стал самым популярным уличным художником Екатеринбурга, хотя сам он живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Столица стрит-арта
– Мы давно дружим со «Стенограффией», я очень люблю и уважаю этих людей. Благодаря данному мероприятию Екатеринбург с полным правом можно назвать столицей стрит-арта. Конечно, пандемия не самый простой период в жизни фестиваля. И, полагаю, без поддержки властей он бы не состоялся. Не было бы такого большого количества волонтёров, участников, художников с мировым именем. Многие не сумели бы приехать, фестиваль не был бы таким эффектным.
Сегодня фестиваль не только рождает новые смыслы, наполняя город важными визуальными вещами, он рождает новые традиции. Например, в этом году появилась «Стенограффия во дворе». Полагаю, что данная акция может стать спасением для многих отдалённых и заброшенных территорий, которые получат своё лицо.
Мистерия труда
В это сложно поверить, но в этом году нам исполняется 12 лет! Далеко не всякое явление в культуре живёт так долго. Уличное искусство – это, прежде всего, труд, а не тусовка, это мистерия труда, поэтому пандемия коронавируса не помешала нам провести фестиваль. Хотя пришлось серьёзно поменять формат мероприятия.
Нынешнюю «Стенограффию» отличает несколько характерных моментов. Во-первых, несмотря на пандемию, фестиваль стал очень международным и очень социальным. Во-вторых, на нём работает огромное количество волонтёров. Уже неоднократно замечал, что название «Стенограффия» всё чаще пишут с маленькой буквы, люди настолько привыкли к этому явлению, что используют слово как имя нарицательное.
Можно без преувеличения сказать, что столица Урала сегодня задаёт «тренды». Мы – маяк для всей России, ни в Москве, ни в Питере ничего подобного по своим масштабам нет. В других городах уличные художники творят свои работы в своеобразном «культурном гетто». В Екатеринбурге же стрит-арт является первополосной новостью.
А ещё у нас сформировалась огромная группа ценителей, понимающая публика, такой больше нет нигде. Когда я вижу, как бабушка, изучив какой-нибудь объект уличного искусства, говорит юному художнику: «У тебя контуры неправильно подрезаны», я понимаю, что стрит-арт не имеет никаких возрастных ограничений. В процессе создания и осознания арт-объектов участвуют все жители города.
Вообще, стрит-арт нельзя назвать элитарным искусством. Есть серьёзные концептуальные высказывания, и всё же главный критерий: цепляет или нет. Очень хочу, чтобы стрит-арт не связывали с протестом, это отнюдь не синонимы. Мы бываем радикальны по форме самовыражения, но истинная цель уличного искусства – диалог. Мы не протестуем, а играем. Просто бывает хорошее искусство и плохое. Сам по себе протест быстро забывается.
Конечно, что-то кому-то может не нравиться в работах художников. Например, не все оценили «Ледник». Мы не можем нравиться всем, но фестиваль был, есть и будет. И уверяю вас, что самое интересное в этом году мы ещё не показали…