Как выживают музеи, созданные на голом энтузиазме?

Лихорадочная эвакуация Музея карикатур – «душераздирающее зрелище». © / со страницы в Facebook Екатеринбургского музея карикатуры / «АиФ-Урал»

На Среднем Урале немало музеев, явивших себя миру исключительно благодаря одержимости своих создателей. Их экспозиции, каждая по-своему, уникальны, но есть то, что эти проекты объединяет, – отсутствие какой бы то ни было официальной поддержки и абсолютный альтруизм их «родителей».

   
   

Подвижничество

«Душераздирающее зрелище! Кошмар! Музей карикатуры пакует чемоданы и отчаливает в неизвестном направлении», – написал на прошлой неделе в социальной сети известный уральский карикатурист Максим Смагин, со свойственным ему чувством юмора сопроводив пост фотографией демонтируемой экспозиции и отъявленным пессимистом Иа-иа на переднем плане. По словам Максима, лихорадочная эвакуация произошла из-за того, что у арендуемого музеем помещения сменился собственник. У нового владельца площадей на них есть свои планы, в которые Музей карикатур, увы, не вписывается.

Новое место жительства Смагин искал испытанным современным способом – посредством соцсетей. В результате экспозиция поселится в Екатеринбургском цирке, здесь же её автор будет воплощать в жизнь всевозможные новые проекты, с генерированием которых у него точно нет проблем. «Понятно, что какие-то проекты будут связаны с темой цирка, – говорит Максим, – хотя я не исключаю, что цирк – это временное пристанище музея. В любом случае, наше сотрудничество будет продолжаться, даже если музей через пару-тройку лет переедет на другую площадку. Главное – сохранить то, ради чего музей существует: знакомство людей с искусством карикатуры».

По словам Смагина, деятельность музея и собирательство – это две большие разницы. Даже самая обширная и богатая по содержанию коллекция далеко не всегда может стать основой музея, потому что музей должен именно жить. Экспозиции требуется профессиональное сопровождение. Именно поэтому Максим вежливо отклонил два предложения о передаче своей коллекции двум учреждениям культуры. Там просто не было людей, которые бы могли вести эту тему. «Мой музей – это подвижничество, – говорит Смагин. – Он не имеет никакого финансирования, и задачу получить прибыль я никогда перед собой не ставил».
Куклы Ирины Алексеевой играют свадьбу прямо у неё в квартире. Фото: «АиФ-Урал»/ со страницы «ВRонтакте» Музея-студии Ирины Алексеевой

Музей кукол Ирины Алексеевой – всё то же подвижничество. Выставка, включающая в себя более 470 экспонатов – авторских кукол, серийных кукол, преображённых мастерицей и получивших новый (порой весьма неожиданный) образ, объёмных копий картин знаменитых художников, выполненных в авторской технике, – занимает львиную долю квартиры Ирины. Уникальной коллекции её создатель обеспечивает то самое сопровождение, о котором говорил Смагин. Для каждого гостя здесь разыгрывается познавательный спектакль, насыщенный информацией и притчами. И всё это удовольствие порой публика получает безвозмездно. То есть даром. Пожертвования в пользу музея – дело исключительно добровольное. Поэтому в его копилке то пусто, то густо. Пусто значительно чаще.

«30 лет я этим занимаюсь, и всё ради того, чтобы помочь людям в развитии их личности, – говорит создатель музея «Карнавал прекрасных дам» Ирина Алексеева. – Дело в том, что, работая с куклами, я поняла, что с их помощью можно разговаривать с людьми (в том числе с подростками) о серьёзном: о любви, о предательстве, даже о пагубности алкоголизма и наркомании».

На какую-то поддержку со стороны властей Ирина давно уже не надеется. Но считает, что авторские музеи заслуживают внимания, которое может проявиться, например, в освобождении от налогов, в рекламе. «Это было бы признанием со стороны государства, данью уважения тем людям, которые занимаются интересным и важным для общества делом», – говорит она.

   
   

«Отдам в добрые руки»

Техноэтнографический музейный комплекс, который создал в вымирающей деревне Чудово Богдановического района потомственный энергетик Виктор Овчинников, включает в себя более 14 тысяч экспонатов. Одни со всего Урала, со всей России привозил сам Виктор Яковлевич, другие приво­зят сюда посетители. Принцип посещения музея «первый раз – бесплатно, второй – с подарком» ещё как работает! Собственно, и сам комплекс в течение нескольких лет расширялся с помощью неравнодушных людей, которые помогали Овчинникову кто чем может. Он вспоминает один из многочисленных примеров. Пришёл как-то Виктор Яковлевич к руководителю одного из предприятий с просьбой помочь установить стелу на границе Урала и Сибири, тот на проект глянул, вернул автору: «Даже думать забудь!» Ушёл не солоно хлебавши. А дня через три звонит Овчинникову главный конструктор того предприятия, мол, приезжайте, согласуйте эмблему. Ещё через неделю и фундамент был залит, и стела поставлена.

«Помимо моих родных, близких людей, друзей, Бог дал мне много близких по духу людей. Людей, которые уважительно относятся к истории, понимают, что такое истинное патриотическое воспитание, – говорит создатель музейного комплекса «Чудовы истоки Сибири» Виктор Овчинников. – Есть такие люди в России, а значит, не всё потеряно».
Автор уникальной экспозиции в Чудово мечтает найти ей хозяина. Фото: «АиФ-Урал»/ nashural.ru

Содержать такую махину непросто. Добровольные пожертвования никак не могут покрыть все расходы. Скажем, с января по май в кубышке музея скопилось девять тысяч рублей, но за этот же период Овчинников только за электричество заплатил 15 тысяч, а ещё ведь надо зарплату сторожу выдать. Уже несколько лет Виктор Яковлевич мечтает передать комплекс, которым восхищаются и отечественные, и зарубежные туристы, в добрые руки. Вот только добрые руки никак не находятся. «За то время, что я занимаюсь музеем, в области три министра культуры сменилось, а всё одно – никому ничего не надо, – вздыхает Овчинников. – Возраст у меня уже солидный, сколько ещё смогу музеем заниматься, не знаю. Что с ним будет – неизвестно».

Никто ничего не должен

Ирина Светоносова, директор Музея советского быта «Сделано в СССР»

Как открыть свой музей? Меня часто об этом спрашивают.

Сразу запомните, что вам никто и ничего не должен. Ни городская администрация, ни какие-либо министерства культуры и чиновники. Это ваша идея, ваш хайп, на который никто не обязан выделять деньги. Если у вас получится заранее найти спонсоров – супер! Но чаще всего спонсор – это вы сами. На первое время рассчитывайте только на свои финансы. Это может быть бизнес или основная работа, но бОльшая часть ваших доходов будет уходить на ваш музей. Не вкладывайте сразу много средств в свой проект. Не берите огромные кредиты. Делайте всё постепенно. Стыдно признаться, но в 2017 году здание на Сакко и Ванцетти, где открылся Музей советского быта, было наполовину пустым. Не было витрин, светового и другого профессионального оборудования. Всё появилось постепенно.

Кстати, помещение – это очень важно. Если – о, чудо! – у вас есть бесплатное помещение, то гора с плеч. Но в 99% случаев его нет. Ищите место недорогое, но с изюмин­кой. И просторное, ведь в комнате 4 на 4 метра гостям будет скучно, это напомнит им музей в школе. Если же помещение маленькое, то должно быть мегасодержание. К слову, Музей советского быта сейчас расположен в помещении бывшего печатного цеха, где много комнат и атмосфера – смесь «совка» и андеграунда. Место, где появится музей, во многом определяет его успех.

Главное – ничего не бойтесь! Ошибки и неудачи будут всё равно, как бы четко и ответственно вы ни подходили к этому вопросу. Дружите со всеми, поддержка друзей и коллег очень важна. Сразу подумайте, о чём вы хотите рассказать своим посетителям и почему они захотят к вам прийти снова. Удачи!

Кстати
Великим подвижником Урала был Иван Данилович Самойлов, отдавший более 40 лет жизни созданию Музея-заповедника деревянного зодчества в Нижней Синячихе. До пандемии в этот музей ехали туристы со всего мира. «Конечно, мы не думали об этом, – говорит вдова основателя музея, его верная помощница Анна Ивановна Самойлова. – Ваня всей душой хотел сохранить нашу историю, корни наши уральские, чтобы не кануло всё безвозвратно. Жалко ему было, что деревни умирают, дома погибают, которые люди строили с душой. Он всегда хотел сохранить память о том, как жили наши предки, и был убежден: люди тогда жили проще, скромнее, но духовно богаче были».