Коллекцию Эрмитажа хранили в глубоком тылу в сердце Урала

Экспозиция, посвящённая эвакуации Эрмитажа, располагается на третьем этаже филиала. © / Екатеринбургский музей изобразительных искусств / «АиФ-Урал»

Шедевры мирового искусства, картины и экспонаты Государственного Эрмитажа, могли навсегда исчезнуть в годы Великой Отечественной войны, если бы надёжным убежищем для них не стал один-единственный город – наш Свердловск.

   
   

Заместитель заведующего отделом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха на одной из лекций рассказала о том, как сплелись судьбы Свердловска и блокадного Ленинграда и как искусство помогало людям пережить войну.

Город-спаситель

На самом деле, Эрмитаж пережил целых три эвакуации. Первая была ещё в 1812 году, во время войны с Наполеоном Бонапартом, и коллекции тогда перевезли в северные города империи. В сентябре 1917 года, когда немцы взяли Ригу, Временное правительство России отправило экспонаты в Москву.

К эвакуации коллекций Эрмитажа в 1941 году готовились заранее. Иосиф Орбели, который на тот момент занимал пост директора Эрмитажа, осознавал угрозу, поэтому ещё в 1939 году в Ленинграде сотрудники начали готовить ящики и упаковочный материал.

Только вот с местом эвакуации определились не сразу. Среди возможных пунктов назначения были и Курск, и Молотов (сегодняшняя Пермь). Но выбран был всё-таки Свердловск – город в глубоком тылу, далеко от линии фронта, куда была проложена хорошая магистраль.

Фото: «АиФ-Урал»/ Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Эвакуация проходила в строгом секрете. Первый эшелон с картинами, скульптурами, фарфором, монетами и другими ценными артефактами прибыл из Ленинграда в Свердловск 6 июля 1941 года.

Под тёплым дождём военные выгрузили тяжёлые ящики из толстой фанеры с железной окантовкой и перенесли в тёмные залы ещё незнакомого помещения в чужом городе.

   
   

Годы спустя сотрудники Эрмитажа, которые приехали на первом поезде, будут вспоминать, как тёмными ночами гадали, куда их везут – в Сибирь или, может быть, на далёкий Север?

Второй эшелон прибыл в Свердловск 30 июля 1941 года, и он же стал последним – потом началась блокада. В этот же период был создан филиал Государственного Эрмитажа, и в штат были записаны 18 сотрудников. Руководителем филиала в Свердловске стал профессор Владимир Левинсон-Лессинг.

Трещало по швам

В общей сложности на Урал прибыло 1 миллион 200 тысяч экспонатов. Удивительно, но в тот страшный 1941-й год свердловчане даже не догадывались, что в самом центре города ближайшие четыре года будут храниться такие сокровища, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, переписка Екатерины II с Вольтером, рукописи А. С. Пушкина.

Фото: «АиФ-Урал»

Сначала хранилищем экспонатов выбрали здание Свердловской картинной галереи на Вайнера, 11 (сейчас здесь находится культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал»). Ящики сразу же заняли все залы и даже галерейные мастерские.

Помещения напоминали гигантские сейфы с заложенными кирпичом окнами. Здесь была даже специальная замурованная комната, где хранили драгоценные вещи. В тёмных коридорах круглосуточно дежурила охрана.

Но переполненная галерея буквально трещала по швам, и тогда частью коллекции пришлось делиться с тремя другими зданиями. Экспонаты направили в Дом Ипатьева, католический костёл святой Анны (на пересечении улиц Карла Либк­нехта и Розы Люксембург) и в ДК Горького на улице Первомайской. К слову сказать, первых двух зданий давно уже нет на карте современного Екатеринбурга.

Наука и война

Трудно поверить, но за всё время эвакуации в военные годы сотрудники провели всего одну выставку – «Военная доблесть русского народа» в 1943 году. Свердловчане тогда впервые увидели портреты М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли, написанные художником Дж. Доу. Здесь же были представлены личные вещи Наполеона, князя Пожарского, Петра Первого.

Статистика
Более 2 млн экспонатов и документов эвакуировали в Свердловск в годы войны.
Но, конечно, для сотрудников Эрмитажа продолжалась науч­но-ис­сле­до­ва­тельская деятельность – такая же, как и в довоенное время в стенах родного музея в Ленинграде.

Многие не ожидали, что вой­на затянется так надолго – думали, что она пройдёт по сценарию Советско-Финляндской войны 1939–1940 годов. Именно поэтому большинство документов и научных работ осталось в Ленинграде.

И тогда хранитель филиала Владимир Левинсон-Лессинг решился на отважный шаг: в сентябре 1942 года он летит в блокадный Ленинград и по Ладоге вывозит из осаждённого города рукописи, книги из библиотеки и шестерых сотрудниц Эрмитажа в тяжёлом состоянии.

С ними он прибывает обратно в Свердловск. Привезённые труды позволили сотрудникам музея возобновить научную работу.

Ведущим ленинградским реставраторам, искусствоведам, археологам и историкам приходилось ютиться в единственном кабинете, среди ящиков и экспонатов. Свердловские учёные из местных музеев старались им помогать: объединялись в исследовательские группы, подсказывали что-то во время реставрационных работ.

В свою очередь, сотрудники Эрмитажа проводили в уральской столице научные семинары, бесплатные лекции по истории искусств в вузах, в том числе и в Свердловском государственном университете имени Горького.

Слушатели этих лекций спустя много лет отмечали, что такие мероприятия были очень популярны среди горожан. Они помогали отвлечься от страшной реальности и хотя бы на короткий срок прикоснуться к чему-то светлому – к искусству.

Возвращение домой

По окончании войны, в августе 1945 года, экспонаты Эрмитажа начали возвращаться в Ленинград. В октябре вся коллекция вновь расположилась в родном помещении. Ни один экспонат в ходе эвакуации не был утерян.

До 1980-х годов эвакуация так и оставалась засекреченной. Только с началом перестройки в столице Урала стали раскрывать правду о хранившихся здесь экспонатах.

Кстати, через два года после окончания войны Эрмитаж в знак благодарности передал Свердловску 200 спасённых предметов. Часть из них и сегодня можно увидеть в здании культурно-про­свети­тельского центра «Эр­ми­таж-Урал».

На третьем этаже здесь сегодня можно постоять на том самом месте, где в годы войны располагался рабочий кабинет сотрудников, увидеть зал, где громоздились ящики с шедеврами мирового искусства.

В эту пятницу, 26 ноября, в стенах культурного центра пройдёт документальный спектакль «Свердловск: культурная эвакуация». Драматург Ирина Васьковская переработала документальные свидетельства и адаптировала их для сцены, а режиссёр Ирина Лядова постаралась сделать так, чтобы зритель увидел Свердловск военного времени глазами деятелей искусства, оказавшихся вдали от родного Ленинграда.

Кстати
Главным событием Дней Эрмитажа в Екатеринбурге стала привезённая из главного фонда в Санкт-Петербурге картина нидерландского художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя». Она была написана в 1604 году, а в 2019 году её отреставрировали и включили в экспозицию Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны она уже побывала на Урале – в числе прочих экспонатов хранилась в здании филиала Эрмитажа. Уральцы могут увидеть её на выставке до 6 февраля 2022 года.