Кто в лес, кто по дрова. Как сохранить на Урале традиционную культуру?

Сохранение традиционной культуры неизбежно, это вопрос выживания народа. В этом уверен председатель Центра традиционной народной культуры городского округа Сухой лог Вадим Худорожков.

   
   

На минувшей неделе сухоложский центр направил в Законодательное Собрание Свердловской области предложение о разработке Закона «О государственной поддерж­ке возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры». Подробности – в материале ural.aif.ru.

Знать и помнить

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Вадим, чем продиктована ваша инициатива? Почему вы решили обратиться к законодателям?

Вадим Худорожков: – На самом деле, вопрос государственной поддержки возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры давно назрел и даже, можно сказать, перезрел. В России на региональном уровне соответствующие законы приняты только в Краснодарском крае и Вологодской области. Последний, на наш взгляд, стоит взять за основу. Там над разработкой закона работала очень сильная команда Анатолия Михайловича Мехнецова – профессора Санкт-Петербургской консерватории, который создал мощное направление по развитию традиционной народной культуры как учёный, как практик, как исследователь.

Так вот, закон, за который мы радеем, даёт правовую основу для того, чтобы наше культурное наследие, в том числе связанное с традициями и обычаями русской деревни, было определено в понятийном аппарате. Дело в том, что вся наша народная культура расширенно толкуется как народное творчество, под которое подводится всё что угодно, вплоть до балета. Поэтому очень важно вычленить и описать именно традиционную народную культуру. В России у каждого народа свой исторический путь, своя культура, это очень ценно для страны в целом, потому что межнациональное согласие – краеугольный камень нашей государственной политики.

Кроме того, принятие этого закона повлечёт за собой принятие государственной программы. Смотрите, в нашей области сохранением и популяризацией народной культуры занимается Центр народной культуры Среднего Урала, но ни в одном муниципальном образовании нет его подразделений. Понятно, что один на всю область центр ни физически, ни организационно не может поднять весь пласт. Между тем в каждом муниципальном образовании, в каждом городе, в каждой деревне нужны специалисты, которые обладают комплексом знаний. Скажем, мы в нашем центре занимаемся сохранением народной культуры в комплексе – это и промыслы, и песни, и обряды, и уральская кухня, и технологии, и костюм.

– Что значит «сохранять» традиционную народную культуру?

   
   

– Как минимум знать и помнить. В своё время цепочка передачи традиционной народной культуры прервалась под воздействием внешних факторов – её сначала «отменили», потом за неё преследовали, потом её подменили. Был курс на воспитание человека нового типа, а всё, что было до 1917 года, объявлялось старорежимным, враждебным, неблагонадёжным. В результате выросли поколения, которые свою культуру не знают, не знают своего прошлого.

Но, с другой стороны, культура русского народа очень сильная. Кроме того, благодаря этнографическим экспедициям было собрано очень много фактического материала. Благодаря этому мы, как реставраторы, восстанавливаем быт, культуру, отношения своего народа и хотим приспособить наследие к современным условиям. Иными словами, мы хотим создать жизнеспособные механизмы существования и развития традиционной народной культуры.

Фото: Из личного архива

Феномен деревни

– Это возможно в современных реалиях?

– Это неизбежно. Это во­прос выживания народа. Свадьба, рождение, смерть – три основных этапа жизни человека, и они должны быть упорядочены, опираясь на тысячелетний опыт народа.

Понимаете, традиционная народная культура выстраивает определённые рамки и опирается на общественное мнение. Знаете, в чём феномен традиционной русской деревни? В том, что в ней любое твоё действие отражается на твоём быте. К примеру, мы сейчас можем поссориться с каким-то человеком, уйти на другую работу, переехать и никогда его больше не видеть. В традиционной же деревне за какой-то свой поступок ты будешь нести ответственность всю жизнь. Моя бабушка говорила: Боже упаси, если кто-то пройдётся по деревне пьяным, это вспомнят даже его внукам. Всё помнили! То есть традиционная народная культура задаёт рамки, понятно, что это имеет огромное воздействие на человека. И сегодня очень важны руководители, которые опираются на общественное мнение, то есть учитывают интересы других людей, несут моральную ответственность за свои решения.

По большому счёту, традиционная народная культура формирует народ как народ, а не так что «кто в лес, кто по дрова». Я с восхищением смотрю на народы, которые свою национальную культуру изучают, сохраняют и популяризируют. Простой пример. Обратите внимание, трудовые мигранты, которые приезжают к нам из Средней Азии, не слушают Deep Purple или, скажем, Rolling Stones, они слушают своих исполнителей. А мы? Приезжаю на заправку, и там из каждой машины – бум-бум-бум, сплошь чужеродная культура. Фактически мы вышли из культурной зоны, проиграли культурное соперничество.

Вообще же, когда речь заходит о традиционной народной культуре, управленцы интересуются качественными показателями. Они хотят знать, во что «деньги вбухивают».

– Уверена, у вас на это есть ответ.

– Да, я пришёл к выводу, что главный собирательный перспективный показатель – это количество детей, рождённых одной женщиной в одном браке. Если народ, общество живëт правильно, у них крепкие семьи и детей столько, сколько Бог пошлёт. До революции Россия среди европей­ских стран была на первом месте по деторождению. А потом в результате всевозможных «экспериментов» случилась депопуляция. Это слово не очень цепляет, правда? А если сказать нормальным русским языком – «мы вымираем», – совсем по-другому звучит, правда?

– Думаю, многие вам возразят: демографический вопрос всё же больше связан с социально-экономическим благополучием. Или неблагополучием.

– В своё время я работал в Центре социальной помощи семье и детям и видел, как беременной женщине предлагали всестороннюю помощь, вплоть до приобретения квартиры, чтобы она оставила ребёнка. Но нет, она от него избавилась. В традиционной культуре убийство ребёнка в своей утробе рассматривается как смертный грех женщины. В современном же обществе это что-то вроде косметологической операции.

Что хочу, то и ворочу

– Иными словами, чтобы вернуться к традиционной культуре или хотя бы приблизиться к ней, нужно не просто возрождать народные праздники и популяризовать народные костюмы, а менять сознание людей?

– Совершенно верно. Но форма и содержание – это сообщающиеся сосуды. К примеру, трудно представить, что женщина, надев традиционный народный костюм, возьмёт в зубы сигарету. Всё просто: если человек надевает традиционную одежду, он автоматически принимает и традиционные правила жизни. Человек меняется! А вот если он не принимает традиционную культуру, то...что хочу, то и ворочу.

К сожалению, человек сегодня не находится в обществе, не находится в общении, каждый сам по себе – рассыпались бусы на бусинки.

– Сегодня это называется самодостаточностью.

– Мы сами себя обманываем! Нам навязали ложные ценности, чужие правила, а от своих заставили отказаться.

Впрочем, в последнее время медленно, но верно происходят обнадёживающие изменения. Мы возвращаемся к русскому языку, к отечественной музыке и так далее. Вообще говоря, традиционная народная культура – это система запретов. Или, правильнее сказать, система дозволенного, в рамках которого ты можешь делать то, что хочешь.

Вот мы говорили об изменении сознания. Знаете, какие изменения должны произойти в голове у человека? Он должен понять – мне это выгодно. Потому что человек идёт туда, где пусть даже трудно, но выгодно. Выгодно иметь крепкую семью, выгодно иметь много детей, выгодно почитать старших… Разумеется, я не о материальной выгоде говорю. Все хотят быть счастливыми, просто надо мозги на место поставить. Но без государственной поддержки эту «машину» не развернуть. Сегодня традиционную культуру, традиционные ценности отстаивают единицы, и это поистине титанические усилия!