Кукольный Роу. В Екатеринбурге открылась выставка по киносказкам

В руках у Ирины Першиной - Чудо-юдо Рыба-кит, на которой лихо скачет Иванушка на своём Коньке-горбунке. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

В музее «Литературная жизнь Урала XIX века» открылась выставка авторских кукол по киносказкам режиссёра Александра Роу. Там и задумчивое Чудо-юдо, и насупившаяся Марфушенька. Мастерицы из разных регионов по-своему увидели знакомых персонажей. В экспозиции представлено 76 кукол и 69 ёлочных игрушек. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

   
   

Кукла в роли

Бабушка-сказительница, знакомая многим с детства, загадочно смотрит на посетителей деревянного дома-музея. Из разных углов комнат взирают Чудо-юдо и Баба-яга. Все они своеобразно вписываются в обстановку комнат XIX века с письменными столиками, пресс-папье и чёрно-белыми фотографиями. Сказочные обитатели стеллажей выполнены настолько мастерски, что, кажется, они оживают по ночам.

«У нас есть давняя традиция – устраивать кукольные показы, – рассказывает научный сотрудник музея Ирина Першина. – Уже второй год мы делаем выставку совместно с «Территорией Авторской куклы». Они провели фестиваль, в ходе которого отобрали работы мастериц. В уральскую столицу приехали кукольники со всех уголков России. Они создали образы героев почти из всех сказок великого режиссёра. Самой юной участницей стала 14-летняя Елизавета Месхидзе».

Глядя на Лизину Бабу-ягу, трудно поверить, что её делала девочка, а не профессиональный мастер. Художников награждали организаторы фестиваля.

Баба-Яга 14 летней Елизаветы Месхидзе выглядит достойно и стоит на выставке наравне с куклами профессионалов. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Отдельные работы отметил музей. Специальный приз – «Выбор Объединенного музея писателей Урала» – получила композиция под названием «Большие роли маленького человека». Людмила Поленцева (Лешукова) создала образ советского артиста Георгия Милляра, сидящего на скамейке в окружении его ролей. Рядом с ним расположились Баба-яга, Чёрт и Чудо-юдо с поднятым вверх пальцем.

В этой композиции присутствует весьма интересная деталь – портрет Александра Суворова. Поклонникам Георгия Милляра известно, что он мечтал о серьёзной роли – сыграть великого полководца. Но этому не суждено было случиться.

Фотография Александра Суворова на скамейке отсылает нас к тому, что Георгий Милляр мечтал о серьёзной роли. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Как отметила Ирина Першина, наибольшей популярностью пользовались образы Оли и Яло из сказки «Королевство кривых зеркал».

   
   

«Людям всегда были интересны истории близнецов: они похожи друг на друга, но в то же время совершенно разные», – считает научный сотрудник музея.

Другая Марфушенька

Ещё одна популярная героиня – Марфушенька. Чаще всего её можно увидеть здесь в повозке, запряжённой свиньями. Тем не менее художница из Екатеринбурга увидела эту девушку в неожиданном свете.

«Когда мы говорим о сказках Роу, то я сразу представляю себе «Морозко», – поясняет мастер по куклам Ольга Дильман. – Это самая новогодняя сказка. Инна Чурикова сыграла свою героиню так, что затмила Настеньку своей харизмой. Этот образ мне запомнился. И как только я узнала тему конкурса, то сразу же подумала о ней. Я лепила, конечно, не Чурикову. Это не портретная кукла. Когда мы делаем литературных героев, то читаем эти произведения. Я нашла иллюстрации разных художников к сказке «Морозко». Она была представлена в обработке разных русских писателей: Алексея Толстого, Михаила Скуратова. Везде старухину дочку ждёт трагический конец – она замерзает насмерть. У Роу она остаётся живой. Может быть, потом у неё всё будет хорошо и она извлечёт урок из всей этой ситуации. Эта девушка избалована, но это не её вина – это всё слепая любовь её матушки. Я лепила Марфушеньку – именно мамину дочку. Поэтому она и получилась у меня не грубой, а такой… изнеженной».

Ольга Дильман с одной из своих кукол. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ из личного архива

В процессе работы над Марфушенькой Ольга Дильман даже «засадила её за вышивание». На своей странице в социальной сети женщина выложила фотографию, где эта кукла сидит с пяльцами и «вышивает».

Как и многие работы, эта кукла выполнена из запекаемого пластика. По словам художницы, она старается делать свои куклы, исходя из типажей, внешне противоположных её собственному. Но вопреки всем стараниям знакомые всё равно замечают, что её творения похожи на неё. «Наверное, человек просто лучше всего знает своё лицо, поэтому так и выходит», – рассуждает автор.

Лицо Марфушеньки получилось настолько живым, что невольно захотелось спросить: вставляет ли художница в свои куклы крошечное сердечко, как это принято у мастериц?

Марфушенька Ольги Дильман совсем не злая, а просто изнежена чрезмерной любовью мамы. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

На это Ольга Дильман ответила, что не следует этой традиции. Да, она любит своих кукол, но всё же не считает их своими детьми.

Среди работ интересны и другие образы. Ирина Першина обратила внимание на образы Конька-Горбунка. Он удивительным образом сочетается с фигурами каслинского литья, которые стоят на шкафу в музее. Своеобразно выглядит и министр из «Королевства кривых зеркал»: он сидит в клетке вместо попугая. Правдоподобно смотрится и сам Александр Роу в кукольных образах.

У Ирины Першиной есть и свои собственные фавориты. Это несколько кукол мастерицы Татьяны Ивановой. Она сделала царевну и Кощея из газеты. И хотя этот материал кажется незамысловатым, образы получились с характером. Трудно оторваться, поймав на себе взгляд Кощея.

Кощей, сделанный из газеты, смотрит печально. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Выставка проработает до 20 января 2024 года. Чтобы посетить её, нужно предварительно позвонить в музей и выяснить, нет ли в этот день каких-то мероприятий и можно ли будет пройти на выставку.