Накануне всероссийского Дня чтения в библиотечном центре «Екатеринбург» открыли пушкинский уголок. Целых два шкафа с книгами подарил центру энтузиаст Анатолий Сауляк. Несколько лет назад он пообещал себе собрать 220 изданий к юбилею Александра Сергеевича и перевыполнил эту норму. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Наводчик орудия
В библиотечный центр «Екатеринбург» пушкинист Анатолий Сауляк несколько раз приходил с огромными сумками, полными книг. В этом году энтузиаст передал в дар библиотеке 128 изданий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину. Он хотел, чтобы сотрудники центра создали особый литературный уголок для посетителей, где можно было бы глубже изучить творчество и личность поэта. Они так и сделали: торжественное открытие пушкинского уголка состоялось 4 октября, в преддверии всероссийского Дня чтения. На праздник пришли в том числе представители екатеринбургского Пушкинского клуба, которому Анатолий Сауляк подарил 235 книг. Собирать томики с произведениями поэта и биографические материалы о нём он начал случайно.
«В детстве и юности я занимался спортом и, можно сказать, «пробежал» мимо Пушкина на лыжах, — смеётся Анатолий. — Когда я рос, меня невозможно было усадить за книги. Я любил бегать с мальчишками во дворе и был настоящим шалопаем. А когда пришло время служить в армии, меня отправили в ГДР, где опять же не было времени на чтение стихов. Я был наводчиком орудия танка — лучшим среди моих сослуживцев». Как рассказал Анатолий Сауляк, после демобилизации он вернулся в Свердловск, где работал на птицефабрике, совмещая это с учёбой на очном отделении аграрного вуза и продолжая активно заниматься спортом — лыжами, волейболом и лёкгой атлетикой. По его словам, такой график не способствовал погружению в тонкие материи, поэтому к пушкинским стихам он не обращался достаточно долго.
Книга-рекордсмен
Тем не менее Анатолий помнил, что родился в один день и месяц с Александром Сергеевичем, хотя и в разные эпохи. Прочитав в газете о 220-летнем юбилее Пушкина, Анатолий решил собрать столько же книг о нём и отнести их в музей поэта. Так он собирался почтить его память. «Я хотел сделать ему подарок», — улыбается коллекционер. Оказалось, что такого музея нет в Екатеринбурге. Зато есть Пушкинский клуб. С него и началось более вдумчивое знакомство бывшего военного с творчеством великого литератора. В клубе он встретил людей, погруженных в эту тему, и, чтобы было о чём с ними разговаривать, сам начал изучать биографию поэта.
«Я покупал книги на «развалах», — рассказывает пушкинист. — В среднем каждая из них стоила от десяти до тысячи рублей. Издания продавали люди, которым, как правило, было некуда деть то, что лежало у них в домашней библиотеке. Если книгу не получается пристроить, её могут выбросить на помойку. Так что, можно сказать, я спасал эти книги!» Литературу Анатолий скупал жадно, но не успевал изучить всё. Что-то мог только пролистывать перед сном, а что-то читал и перечитывал по многу раз. К примеру, энциклопедия «Пушкин от А до Я» стала его рекордсменом по количеству закладок. «Больше всего меня поразило то, что за свою жизнь он столько всего написал, — поражается Анатолий Сауляк. — Представляете: после смерти было первоначально издано 17 томов с его произведениями! Как ему только времени на всё хватало?» Кроме того, Анатолию запомнилась книга, посвящённая детям поэта. «Я узнал, что некоторые из них воевали во время Великой Отечественной войны. А их сослуживцы как-то раз написали на ракете: «За Пушкина Александра Сергеевича!» И так как я человек военный, мне эта тема ближе всего. Ещё, помню, было написано, что фашисты заминировали могилу Александра Сергеевича, и наши бойцы обезвреживали взрывные снаряды, а ведь мин было штук 40. Это тронуло мою душу, потом что я могу представить себе, как люди рисковали жизнью», — говорит он.
Стихи для Софии?
А вот стихи не самый близкий жанр для Анатолия, потому что в них, по его словам, слишком много символов, аллегорий, которые трудно понять. Тем не менее некоторые стихотворные строки он всё же цитирует— как правило, те, что о любви. «Для меня любовь не пустой звук, — рассуждает Анатолий. — В молодости я искал ту самую, единственную, и нашёл её! Мы прожили с женой всего-то 34 года, и жили бы ещё, если бы она не умерла от тяжёлой болезни». К слову, он уверен, что стихи Пушкина становятся понятными лишь тогда, когда в жизни человека наступают любовные переживания или когда те, наоборот, уже проходят, оставляя воспоминания о былых чувствах.
Анатолий скупал различные издания, отдавая предпочтение каким-то из них, но хранить книги дома не мог. После смерти жены он был вынужден разменять квартиру и переехать в комнатку в здании бывшей казармы. Там попросту не было места для большой библиотеки. Затем пушкинист обратился к главе своего района с просьбой найти место книгам. И после этого было решено создать литературный уголок в городской библиотеке. А часть изданий, которая там не поместилась, увёз другой увлечённый человек, чтобы обустроить пушкинский уголок в доме культуры посёлка Битимка. Остатки книг Анатолий собирается раздать жителям области. Сейчас дома у Анатолия есть только самые любимые книги о Пушкине, а ещё — большое количество значков, связанных с поэтом, и его бюсты из различных материалов. Это всё коллекционер тоже скупал на рынках. Пушкинская тема соседствует со статуэтками и портретами, которые напоминают о Древнем Египте. Анатолий Сауляк и сам не знает, почему его увлекла эта тема.
Пушкинист мечтает, чтобы со временем его пятилетняя правнучка София заинтересовалась творчеством и биографией Александра Сергеевича. Но он не знает, получится ли передать ей своё трепетное отношение к великому поэту. Пока что ему трудно сказать, будет ли она в это погружаться и вообще полюбит ли стихи.