Не детские темы. О чем сегодня пишут лауреаты премии Владислава Крапивина

Накануне 80-летия Командора – таков заслуженный титул писателя Владислава Крапивина – в Екатеринбурге были определены лауреаты Международной детской литературной, «крапивинской», премии. О современных особенностях произведений для подрастающего поколения мы беседуем с писателем, членом жюри премии Ольгой Колпаковой.

   
   

Открытия

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Ольга, номинанты детской литературной премии Владислава Крапивина всегда демонстрируют тематическое разнообразие…

Ольга Колпакова: Этот год не стал исключением. Темы, традиционно, разнообразные и интересные. Это нас всегда радует и удивляет. Казалось бы, всё уже неоднократно пересказано, но авторы находят какой-то новый поворот. Например, в этом году на премии представлена очень интересная книга Марии Ботевой «Сад имени т.с.». Это история про то, как семья узнаёт, что их дедушка был не просто ветераном Великой Отечественной войны, а тем героем, который поднял знамя над Рейхстагом. Но ему было запрещено говорить об этом, поскольку на эту роль были «назначены» другие люди; а он сквозь всю жизнь пронёс в себе эту обиду и в итоге спился. Дедушка уже ушёл из жизни, но семья думает, как с этим быть, что делать. С одной стороны, им хочется рассказать про своего деда, увековечить его память, а с другой - он же не идеальный герой. Интересная тема, и Мария пишет в своём индивидуальном стиле, её ни с кем из авторов не спутаешь, у неё есть ярые поклонники и яростные противники.

Замечу, что книги Марии Ботевой попадали в список «Белые вороны» Международной мюнхенской юношеской библиотеки, в который ежегодно «зачисляется» 250 книг со всего света, рекомендованных для индивидуального прочтения и педагогам школ для работы. В том числе в этот список попала и её книга «Мороженое в вафельных стаканчиках», которая в своё время также была представлена в финале премии Владислава Крапивина.

Всё-таки «Крапивинка» играет свою роль в литературной судьбе авторов-финалистов. Скажем, я считаю, наша заслуга, что мы открыли Викторию Ледерман. Конечно, она со временем «открылась» бы и без нас, но… Виктория долгое время рассылала тексты, которые укладывались в издательствах в плотные стопки, а в Екатеринбурге прямо на премии она подписала контракт и с тех пор является одним из ведущих авторов московского издательства. Она пишет добротные приключенческие истории. Да, может быть, это и не открытие в литературе, но дети читают их с удовольствием, потому что написаны они задорно, весело, – Виктория педагог, она знает, как подать детям материал.

Другой пример – Ариадна Борисова, наше открытие самого первого сезона. Очень хороший взрослый автор, которого знали исключительно в Якутии, но вдруг она выходит с детской книжкой «Записки для моих потомков», и благодаря конкурсу книга издаётся в Москве и становится бестселлером.

И ещё о роли премии. На обороте многих книг наших авторов написано: «Международная детская литературная премия Владислава Крапивина». То есть издатели этим гордятся и указывают, что автором получена такая премия.

   
   

237 авторов
участвовало в «Крапивинке».

Вечные темы

- Приключения – это понятно, а вот такие взрослые, серьёзные истории, как у Марии Ботевой, также пользуются популярностью у юных читателей?

- Может быть, подростки самостоятельно и не выберут подобные книги в магазине, но ведь с ними работают библиотекари, педагоги. Я могу судить по своей «Полынной ёлке» (первая детская книга о депортации, основанная на воспоминаниях дедушки автора и учительницы немецкого языка. – Прим. ред.), что эти темы востребованы. Мне до сих пор пишут, звонят, причем часто взрослые люди. Это, во-первых, приятно, а во-вторых, удивительно – взрослый человек читает детскую книгу, и у него возникает желание высказаться. Это дорогого стоит. Хотя сегодня грань между взрослой и детской литературой не такая явная: многие родители читают книги, адресованные детям, а потом обсуждают их с ними.

- Предположу, что произведения современных авторов существенно отличаются от тех, что писал Владислав Крапивин. Так ли это?

- Начнём с того, что последние книги Владислава Петровича посвящены очень современным вопросам. И потом, по большому счёту, в детской литературе во все времена поднимаются вечные темы – дружба, предательство, взрослые, которые тебя не понимают… Может быть, сейчас стало меньше романтики, больше разнообразных характеров, мир взрослых и мир детей стал посложнее. А в остальном я не вижу какой-то пропасти между классиком и современными авторами.

Да и вообще, сегодня для детской литературы очень благоприятная ситуация, издательств множество. И это здорово!

- Что в таком случае делает автора конкурентоспособным?

- А нет особой конкуренции, у каждого своя ниша.

- Ольга, несколько лет тому назад лауреатом литературной премии Крапивина стала Аделия Амраева с книгой «Я хочу жить», в которой была поднята тема детского суицида…

- Книга вышла на волне обсуждения этой темы в обществе. Аделия говорит об этом очень деликатно, осторожно, правильно. Она показала состояние ребёнка, показала то окружение, которое вводит его в это состояние. А самые страшные моменты она показала в историческом ракурсе – очень давно, в Средневековье, ребёнок выпрыгнул из башни, потому что ему казалось, что надеяться больше не на что. А надеяться было на что! Но он не видел этой перспективы, и сейчас, став призраком, он понимает, что так бы не сделал. И судьба этого призрака Иво - приходить на помощь подросткам, находящимся на грани. В итоге главные герои не только находят в себе силы жить, но и понимают, что жизнь прекрасна.

Конечно, такие книги очень важно читать родителям, ведь мы иногда до последнего не догадываемся, что творится в душе и голове подростка.

КСТАТИ
Лауреатами Международной детской литературной премии Владислава Крапивина стали: Виктория Ледерман - «Теория невероятностей», Самара (приз Командора); Серафима Орлова - «Голова-жестянка», Омск (приз взрослого жюри); Игорь Свинин - «Наследники Триглава», Челябинская область (приз детского жюри); Юлия Симбирская «- Дальние берега», «Лиля», Ярославль (приз литературного совета).

История один в один

- Многие ли участники премии разговаривают в своих книгах с подростками на столь «не детские» темы?

- Да, многие. Сегодня ведь стало позволительно говорить с подростками на серьёзные темы. Это Владислав Петрович был тем смелым писателем, который, один из немногих, поднимал проблемы подростков, описывал конфликтные ситуации. А сегодня многие на этом строят свои произведения. Вот, например, в этом году в числе финалистов премии была Мария Агапова с повестью «Моя невозможная мама». В ней рассказывается о том, как весёлая, безбашенная, неустроенная в жизни мама оказывается на грани лишения родительских прав и как окружающие помогают ей выйти из этой ситуации, как ей помогает сын, что он делает, чтобы не оказаться в детском доме.

И что вы думаете? Мы ещё не подвели итоги премии, как я читаю новость: в Екатеринбурге в социальных сетях люди организовались, чтобы помочь папе-инвалиду, которому также грозило лишение родительских прав. Они отремонтировали ему квартиру, принесли ребёнку вещи… Один к одному история!

Ещё один пример серьёзной темы – «Голова-жестянка» Серафимы Орловой. Это история про очень злую девочку, долго лежащую в больнице, испортившую отношения со всеми, «достающую» своих друзей. Так чётко, так детально выписан характер подростка! В итоге увлечение робототехникой помогает этой девочке привыкнуть, притереться к этому миру, что-то переоценить… Замечательная вещь!

А «Моя Аника» Александры Зайцевой вообще написана от имени мальчика-аутиста. Очень здорово и очень понятно рассказано, как он видит мир. И ты сразу по-другому начинаешь воспринимать людей, которые на тебя не похожи, начинаешь их понимать.

- Владислав Петрович читает все тексты финалистов конкурса? Он строго подходит к их оценке?

- Безусловно, он читает всё. У нас есть номинация «Выбор Командора» - победителя в ней выбирает Крапивин своим решением, никто на него не влияет.

 Владислав Петрович, конечно, очень серьёзно подходит к своей миссии председателя жюри премии, но вместе с тем он очень снисходителен. Ему нравится, что пишут современные авторы, и он особенно радуется, когда в детской литературе проявляют себя мужчины. Командор всегда желает нашим авторам творческих успехов, чтобы их книги издавались и доходили до детей.

ДОСЬЕ
Ольга Колпакова родилась в Алтайском крае, в учительской семье. Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Журналист, писатель, лауреат российских конкурсов и фестивалей детской книги, председатель «Содружества детских писателей», член Союза писателей России.