О большом переезде и новых спектаклях. Интервью с режиссером Театра кукол

Уже 11 февраля Алиса пригласит зрителей на «безумное чаепитие». © / Екатеринбургский театр кукол

Уже на этой неделе, 11 февраля, Театр кукол представит публике первый спектакль на обновлённой сцене. О том, что происходит в театре сегодня, о планах на год и об особом духе «кукольного братства» рассказывает главный режиссёр Екатеринбургского театра кукол Евгений Сивко.    
   

Точка притяжения

– Евгений Владимирович, театр, наконец, переехал в родное обновлённое здание. Уже обустроились?

– Это не быстрый процесс, пока мы пребываем в состоянии пусконаладки и коробок. На днях, правда, вышли на площадку с техническими службами – адаптируем к изменившимся условиям спектакль «Алиса. net», который будем играть уже 11 февраля. Дело в том, что это технически сложный спектакль, который мы давно не играли, а в результате капитального ремонта здания театра в нём кардинально изменились технические условия. Появилось новое сценическое оборудование, скажем, гидравлика сцены заменена на электромеханику – это в корне другой принцип поднятия и опускания планшета сцены. Световое оборудование новое, соответственно, в спектакле нужно заново ставить свет. Звуковое оборудование в корне другое. Это лишь несколько примеров. Поэтому мы и, повторюсь, адаптируем спектакль к новым условиям. Процесс адаптации ждёт и другие постановки нашего репертуара.

– В вынужденной эмиграции в «Колизее» вы, насколько я знаю, не только играли спектакли репертуара, но и создавали новые. Так ведь?

– Да, мы делали новые спектакли. Одна из больших работ – «Собака камень». Это кукольная опера, которая номинируется на высшую театральную премию «Золотая маска». В марте мы поедем играть её в Москве. Для детей мы сделали спектакль «Гуси-лебеди». Все премьеры делались с учётом обновления площадки здания Театра кукол – у художников были чертежи будущей сцены, которая очень изменилась. Мы играли премьеры в «Колизее», и при переносе уже сюда адаптация тоже потребуется, но небольшая.

Фото: Екатеринбургский театр кукол

Кроме того, в период пандемии масштабный проект «Большой концерт для маленького зрителя» мы разделили на четыре спектакля с мастер-классами. В том числе, появился фольклорный спектакль «Заветное слово» для тех, кто впервые пришёл в театр и знакомится с ним, – его делали сами артисты, воплощая свои идеи. У нас родился проект «Арт механика» – это своеобразный кукольный концерт в стиле стимпанк. И, наконец, мы завершили создание уникального, единственного в России арт-объекта – кинетического театра «Время чудес», благодаря чему теперь перед началом каждого спектакля на фасаде здания Театра кукол будет разыгрываться представление. Уверены, «Время чудес» станет точкой притяжения не только для наших зрителей, но и для всех горожан, а также для гостей Екатеринбурга, ведь любой желающий сможет прийти в сквер напротив и посмотреть интересное пятиминутное представление. Впервые, так сказать, в штатном режиме кинетический театр покажет своё представление как раз 11 февраля, перед спектаклем «Алиса. net», в 13.30. Именно с этого момента для наших зрителей начнётся «Время чудес».

Забыть, как страшный сон

– Почему было принято решение о капитальном ремонте театра? С виду он выглядел вполне себе неплохо.

   
   

– Нет-нет, была масса проблем! Все не перечислить. К примеру, у нас с незавидной регулярностью «летела» электрика, гас свет, и во время спектаклей не единожды приходилось переходить на аварийные генераторы. В цехе звукооператоров в стене была дыра, которую зимой затыкали пуховиками, но всё равно им приходилось сидеть весь спектакль в шубах. И так далее и тому подобное. Я уже не говорю об устаревшей мебели в гримёрках, об устаревшем звуковом и световом оборудовании, о плохих условиях в хранилище кукол… Сегодня все эти проблемы устранены, всё, что нужно, заменено, отремонтировано, обновлено на самом современном уровне.

Цифра недели
90 лет отметит Театр кукол в ноябре.
Надо сказать, что новые условия созданы не только для тех, кто служит в театре, но и для зрителей. Что греха таить, до ремонта в фойе и залах зимой было прохладно, а летом жарко. Сейчас во всех помещениях поддерживается комфортная температура. Удобнее стали и зрительные залы, например, малышам теперь нет необходимости подкладывать на сиденья подушки – благодаря креслам-трансформерам наши маленькие зрители увидят всё, что происходит на сцене.

Пенсионеры выйдут на сцену

– И планов на этот год, надо понимать, у вас громадьё?

– Конечно. В январе у нас прошли мастер-классы театрального режиссёра и педагога Яны Туминой. Мы ждём режиссёра из Белоруссии Игоря Казакова, с которым будем делать спектакль «Триптих» по Николаю Васильевичу Гоголю. Нам предстоит довести до финала достаточно сложный с технической точки зрения проект «Арт механика». Также мы начинаем подготовку к фестивалю «Петрушка Великий», который пройдёт в сентябре и традиционно соберёт лучшие театры кукол и лучшие спектакли. Можно сказать, что на фестивале мы начнём праздновать 90-летие нашего Театра кукол, а сам день рождения отметим в ноябре большим кукольным спектаклем-концертом, у которого пока есть только рабочее название «И оживают куклы». Попробуем в этом спектакле собрать все номера, которые знаем и помним. Пока мы думаем, нащупываем тему, которая могла бы объединить, связать всё многообразие номеров и кукол разных систем в одном спектакле. Думаю, нашему коллективу удастся сделать прекрасный подарок и себе, и зрителю, и городу.

– То есть куклы-пенсионеры получат шанс выйти на сцену?

– Именно. Более того, мы хотим открыть музей кукол, но не такой, где бы они пылились, а где бы они работали. Под крышей театра, там, где находится механизм кинетических часов, мы откроем экспериментальную площадку, где можно будет посмотреть, как оживают старые куклы, узнать их истории. Наверняка это будет интересно всем.

Фото: Екатеринбургский театр кукол

К слову, в обновлённом здании театра нашим куклам-пенсионерам живётся, дышится гораздо лучше. В помещение, где они хранятся, проведена система вентиляции, благодаря чему там теперь есть возможность поддерживать определённый режим температуры и влажности. Это очень важно, ведь многие раритетные куклы сделаны из папье-маше и расписаны вручную, их очень сложно реставрировать, а сегодня для их сохранности созданы прекрасные условия.

Берите, нам не жалко

– Зачем вы приглашаете режиссёров со стороны, разве в одном из лучших театров России своих светлых голов не хватает?

– Работы всем хватит! Но в сотрудничестве с приезжими режиссёрами и артисты, и работники цехов (те, кто создаёт кукол) приобретают новый опыт, раздвигают свои творческие границы. К примеру, Игорь Казаков привезёт с собой несколько художников, которые работают с незнакомыми для нас материалами. Например, мы не работаем с селиконом, а он привезёт специальную технологию, и его художники с нашими специалистами в цехах создадут кукол для нового спектакля. Кроме того, это замечательный режиссёр, скажем так, «синтетического» театра, в котором на сцене и куклы, и люди. Причём куклы порой более живые, чем люди. Это очень интересно! И нам в плане развития, и зрителю, который увидит что-то совершенно новое.

На фестивалях мы всегда отмечаем людей, которые предлагают что-то необычное, новое для нас, и приглашаем их к себе. У нас даже составлен некий рейтинг таких людей.

– То есть конкуренции среди кукольников нет?

– Скажем так, она не столь ярко выражена, как в других видах искусства. Театры кукол с виду кажутся закрытыми, как секты, но внутри них работают очень доброжелательные люди. И мы с удовольствием передаём что-то оригинальное друг другу. Например, мне звонят коллеги из Иркутска: «У вас есть куклы без тростей, но чтобы они были рабочие?» «Есть», – отвечаю. Рассказываю, как это технически работает, и мы посылаем им чертёж. И нам очень приятно, что они создали спектакль, где одна из кукол выполнена по нашей технологии, разработанной нашими конструкторами. А мы у коллег что-то перенимаем. Или другой пример: я благодаря информационным технологиям в онлайне помогал коллегам из Австралии делать русский спектакль. Не вижу смысла что-то скрывать.

Понимаете, нас очень мало, поэтому надо держаться друг за друга и поддерживать существующее «кукольное братство».