О тех, кто пытается изменить жизнь, и чиновниках с непонятным наследием

Наталья Левина, пытающаяся изменить жизнь в родной деревне, – герой нашего времени. © / кадр из фильма / «АиФ-Урал»

На XXXII Открытом фестивале документального кино «РОССИЯ» издательский дом «Аргументы и Факты» вручил свой традиционный приз «Герои нашего времени» Татьяне Соболевой – режиссёру фильма «Русский путь». Сегодня мы беседуем с Татьяной Соболевой о судьбе героини картины и практической пользе искусства.    
   

Досье
Татьяна Соболева родилась в Москве. В 1990-е изучала театр и философию в Славянском институте, драматургию в Литературном институте им. А. М. Горького, режиссуру игрового фильма – в Институте современного искусства. В 2004-м окончила ВГИК по специальности «режиссура неигрового кино». Сняла более 20 документальных фильмов, которые успешно участвовали в международных кинофестивалях и получили награды. Дважды её фильмы были номинированы на Российскую национальную премию «Лавровая ветвь». Генеральный директор студии «Достоевский Док», член Российской гильдии неигрового кино.

Дядя Саша и Наташа

– Татьяна, как вы находите своих героев? Наталья Левина из фильма «Русский путь», а тем более главный герой фильма «Дядя Саша, или Полёт над Россией» явно люди не публичные.

– Они, можно сказать, случайные находки. Наташа написала в социальной сети пост – искала человека, который помог бы ей записать видео, чтобы сделать видеоролик для краудфандинг-кампании по сбору средств на постройку медицинского пунк­та в деревне Норино Рязанской области. Меня это заинтриговало. В первую очередь потому, что я снимала про медицину в ХМАО и знаю, как там с ней обстоят дела. Но Рязанская область? От Москвы 280 километров! Почему человек там собирает деньги на медпункт? Я вызвалась волонтёром, поехала помочь ей снять видео, а заодно посмотреть, есть ли там история. Наталья меня очаровала своей деятельностью, своими планами, своей биографией. И я решила – надо делать кино.

А дядя Саша… В 2010 году я снимала фильм «Документы любви» про многодетную семью, и его героиня рассказала мне про человека, который уехал жить в деревню, что-то там возрождает, строит взлётную полосу и хочет взлететь над страной. Основная идея дяди Саши была в реконструкции монархии, в возвращении к корням, к русскому укладу жизни – в этом он видел возрождение России. Я как раз заканчивала фильм «Дядя Саша, или Полёт над Россией», когда познакомилась с Натальей. Понимаете, да? В лице Наташи я встретила человека с совершенно противоположными взглядами – не возвращение к корням, а европейский практичный подход. Если дверь скрипит, то её смажут – если ты будешь заявлять о проблемах, будет находиться решение. И вообще, всему есть логическое решение, просто нужно работать. Она же двадцать лет прожила за границей.

К тому времени стало ясно, что эксперимент дяди Саши по возрождению России провалился. К примеру, он мечтал, что у каждого из его детей в деревне будет свой дом и она из Мышкино переименуется в Замотино (по его фамилии). Но... не сработало – дети уехали обратно в Москву. И тут, повторюсь, я встретила Наталью и все три года переживала – добьётся она своего или не добьётся, получится у неё изменить жизнь в родной деревне или не получиться. Это стало очень личным вопросом – понять, что же у нас за особый путь развития такой?

Разный опыт

– Получилось? Как сложилась жизнь Натальи после съёмок фильма?

   
   

– Получилось или нет? Я бы сказала, пятьдесят на пятьдесят. У Наташи было намечено четыре направления: разобраться с мусором, дорогу отремонтировать, медицинский пункт построить и лес защитить. С одной стороны, успех достигнут. С другой стороны, если его разобрать… 45 километров дороги, за которую она боролась, до ближайшего города, где есть больница и всё остальное, построить так и не удалось. Два года бесконечных писем, хождений, обращений в прокуратуру привели к тому, что пригнали технику и положили 800 метров зеркального полотна через деревню (видимо, просто для того, чтобы активисты отстали). Так что 45 километров добираешься по дороге, будто пережившей бомбёжку, а по деревне можно кататься на роликах.

Что касается леса, то это всё равно небольшая его полоса, за которую Наталья боролась. Остальной-то лес рубят, хотя там мещёрские леса, воспетые Паустовским. И даже собираются построить неподалёку немецкий деревообрабатывающий завод. Но Наташа показала, что на отдельном участке можно что-то сделать, и с её стороны это тоже была колоссальная работа.

В медицинский пункт Наталья изначально хотела вложить половину своих средств. Хотела потратить то, что осталось от мамы, и свои сбережения на то, что принесло бы пользу людям. А вторую половину планировала собрать на краудфандинге. Но кампания по сбору средств так и не состоялась, потому что глава поселения негласно пригрозил уволить медсестру, если начнут привлекать публичное внимание к проблеме. Наташа не захотела рисковать чужой судьбой. Но, поскольку она уже пообещала людям медпункт, решила его делать сама. В результате 1 миллион 400 тысяч своих средств – всё, что у неё было и что она заработала, – всё до копейки вложила в этот проект. Такой вот меценат поневоле. При этом она до сих пор оплачивает там электричество и охрану, хотя медицинский пункт уже передан в собственность Министерства здравоохранения Рязанской области.

Когда я снимала фильм, вспоминался и Салтыков-Щедрин, и Гоголь. Мы куда-то обратно во взаимоотношениях откатились.
С мусором тоже неоднозначная история. Формально пришла какая-то компания, поставила «напёрстки», в которые ничего не влезает, а люди за это платят по квитанциям.

То есть, повторюсь, успех есть, но он какой-то половинчатый. Правда, Наташа надеется, что на примере её деятельности у людей произойдёт изменение сознания, появится какая-то надежда. Она и правда поселила в сознании односельчан понимание того, что многого можно добиться, просто нужно самим что-то для этого делать.

– Вы в это верите?

– Наташа, действительно, очень хороший человек. Но это совершенно не значит, что окружающие плохие. Просто у них разный опыт. Наташа опирается на опыт жизни в обществе, где «надо – сделал – всё получилось». А люди – на опыт «начал делать – дали по шапке – как бы хуже не вышло». Понятно, что людей нельзя в этом винить.

В одночасье сознание не изменится, деревня не превратится в город-сад. Но какое-то «расшатывание» сознания, мне кажется, всё же произошло. Что будет дальше? Мы понимаем, что это зависит и от условий, в которых люди существуют. Ведь, действительно, есть какие-то непреодолимые вещи, которые всё время показывают: не надо, не дёргайтесь, пусть всё будет так, как есть. Может быть, сменится глава поселковой администрации – и люди воспрянут.

Деткины не с Марса

– Глава, кстати, совершенно типичный для многих сёл и деревень России. В вашем фильме он комичен, но люди его боятся. Почему?

– Наташа и объясняла людям – не надо власть бояться, надо с ней сотрудничать, как делают в Канаде. А люди совершенно точно боятся, потому что у нас начальство, власть – это местный князёк, который и не собирается решать общие проблемы. Наш российский менталитет… Когда я снимала фильм, вспоминался и Салтыков-Щедрин, и Гоголь. Мы куда-то обратно во взаимоотношениях откатились. С другой стороны, все эти князьки, такие как глава сельского поселения Деткин, ведь не с Марса появились, они с каким-то непонятным наследием прошлого… Их уже не изменишь. Наверное, должно смениться целое поколение, должны прийти люди новой формации, которые намерены что-то делать, а не просто сидеть, пусть на малых, но на бюджетах и их осваивать.

Знаете, «Русский путь» – это фактически мой первый фильм, который является сознательным гражданским поступком. Я понимала, что должна рассказать о Наталье, о том, что она делает, должна этот опыт показать. И сейчас моя задача – показать этот фильм максимальному количеству зрителей в городах и посёлках. Собственно, мы с этого и начали, показав его в Касимове Рязанской области, в Калуге… И, оказывается, в других населённых пунктах есть люди, о которых мы не знаем, но они что-то делают, развивают своё пространство, свой город или посёлок, стремятся обустроить жизнь вокруг. Они существуют! А значит, всё не так плохо. И несмотря на то, что искусство не функционально, функция фильма – связать этих людей (ведь они не знают друг о друге), придать им эмоциональных, душевных сил.

– Вообще говоря, его бы и чиновникам разного уровня принудительно показать...

– Готовясь к премьерному показу в кинотеатре «Октябрь» в Москве, я пришла к выводу, что зрители должны поговорить о тематике, а не только о художественных приёмах, что нужна дискуссия. Поэтому пригласила двух экспертов – по развитию сельских территорий и по медицине. Предварительно мы – эксперты, Наташа и я – встретились в Zoom, чтобы проговорить тему дискуссии. Михаил, эксперт по медицине (надо сказать, официальное лицо), начал показывать нам всевозможные таблицы, рассказывать о правильном питании на селе… Зашла речь о медикаментах, о медицинской помощи. Наташа говорит: «Как далеки вы от народа. В деревне аптеки нет, а чтобы получить медицинскую помощь, нужно ехать за 45 километров». Тогда эксперт предложил ввести систему доставки лекарств дронами, на что Наташа ответила: «Какие дроны? Их из ружья собьют».

И вот мы показали фильм. Дискуссия. Пришла очередь эксперта по медицине, и вдруг он говорит примерно следующее: «Всё, что я заготовил, говорить не буду. Я понял, что мы разрабатываем законодательство из кабинета с видом на Садовое кольцо. А на месте, оказывается, всё выглядит по-другому». Он решил посмотреть фильм «Русский путь» со своими студентами – магистрами Высшей школы экономики, выехать с ними в деревню Норино и разработать документ по оптимизации медицинской системы на селе. Дала им кино. Посмотрели, разработали документ. Вот так, неожиданно, искусство принесло практическую пользу, что не может не радовать. Маленький шаг, но вперёд. Так, может, такими шажками и дойдем до изменений? Утопическая, наверное, идея, но почему нет?