Обрели сокровище. Как уральский музей получил коллекцию хорватского наива

Сумерки на Драве. Владимир Иванчан (р. 1954), Собрание В.А.Темкина © / Из личного архива

Хорватское наивное искусство отличает уникальная техника – художники пишут картины на обратной стороне стекла. Но не только этим интересны шедевры, которые представлены на выставке «Генеральное поступление». Об этом мы говорим с заведующим отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, куратором Музея наивного искусства, кандидатом философских наук Андреем Бобрихиным. Подробнее читайте на ural.aif.ru.    
   

Народные иконы

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Андрей Анатольевич, чем уникальна экспозиция хорватского наивного искусства вашего музея?

Андрей Бобрихин: - Начнём с того, что это единственная коллекция хорватского наива в России. К слову, долгое время он назывался югославским, потому что в процессе его появления были задействованы и сербы, и черногорцы и так далее. А вообще, исторически это явление, распространённое от Баварии через Балканы до Западной Украины.  В нашем музее представлены подлинники икон XVII, XVIII, XIX веков, которые писались на обратной стороне стекла. Мы во время экскурсий проводили мастер-класс для посетителей, чтобы они познакомились с этой техникой. Художник рисует масляными красками на обратной стороне стекла, а законченная работа демонстрируется на лицевой. Поэтому рисовать надо в обратной последовательности: сначала блики, штрихи и так далее, а потом уже, допустим, тело человека. В результате получается очень чистое по цвету, очень яркое, гладкое изображение, а все «грехи» - фактура мазка - остаются сзади.

Это очень сложная техника. Участники наших мастер-классов признавались, что устали так, будто траншею прокопали. И нагрузка на мозг какая!

Иван Генералич и Крсто Хегедушич, с. Хлебине, 1934 г. Фото: Из личного архива

- Это канонические иконы?

- Нет, народные, ремесленные. Сначала артельщики ходили по деревням и продавали их, а потом крестьяне сами научились рисовать. Но написаны они полностью по каноническим сюжетам: Рождество, бегство в Египет, Богородица, святые…

В 30-е годы ХХ века профессиональный художник Крсто Хегедушич решил сделать ставку на народное искусство для формирования национальной самоидентичности. Тогда интеллигенция искала пути для художественного выражения национального характера и в этом поиске сделала ставку на народное искусство, на крестьянских мастеров. Группа художников нашла несколько парнишек, научила их рисовать – познакомила с базовыми вещами изобразительного искусства: как карандаш держать, как цвета смешивать и так далее. Хегедушич всегда увлекался Брейгелем… В 1933 году он издал книжку рисунков крестьянских самоучек, в которую вошли и работы будущего классика хорватского наивного искусства Ивана Генералича – одного из парнишек, которого Хегедушич увидел рисующим в магазине своего дяди на обёрточной бумаге.  Эти рисунки в книге очень напоминали брейгелевские композиции – сюжеты с крестьянами, потешными сценками. И вообще, впоследствии на протяжении семидесяти лет в хорватском наивном искусстве эта «брейгелевищина» - сюжеты из сельской жизни - очень хорошо видна. Ни на одной картине нет ни мотоциклов, ни тракторов, ни автомобилей – сплошь пасторальная деревня.   

   
   

После Второй мировой войны из этих парнишек остался один – Иван Генералич, он и стал основателем этого направления – югославского примитивизма. Анри Руссо, Пиросмани и Иван Генералич – величайшие вершины наивного искусства.

Иван Генералич. Фото: Из личного архива

Это не слАбо!

- Как музей Екатеринбурга стал обладателем уникальной коллекции?

- Я познакомился с единственным в нашей стране коллекционером хорватского наивного искусства Владимиром Тёмкиным. В 2015 году он приехал к нам на открытие выставки, и я ему сказал: «Первая привозная выставка в нашем музее будет твоя». Потом он подарил нам одну картину, а в 2019 году мы провели выставку «Чудо хорватского наива». Самое точное название – это действительно чудо! Полсотни крестьян – виноградари, виноделы, пчеловоды и так далее - на севере Хорватии, в медвежьем углу, зимой рисовали потрясающие картинки.

А весной прошлого года я позвонил Тёмкину: «Володя, той картине, которую ты нам подарил, скучно». И тут выяснилось, что в силу обстоятельств он задумал подарить свою коллекцию какому-нибудь музею. Было решено, что это будет наш музей, – у нас молодая, энергичная команда, мы активно развиваемся… В общем, летом коллекция была в Екатеринбурге, а в декабре мы открыли эту выставку.

Портрет крестьянина. Мийо Ковачич (р. 1935). Собрание ЕМИИ. Фото: Из личного архива

- Он преподнёс вам её в дар?

- В целом, да. Это 131 работа, из них 19 были с помощью спонсоров приобретены за деньги, остальные – переданы нам в дар. Это не слАбо!

- Что отличает хорватский наив от всего другого?

- Прежде всего, техника. На стекле пишут немного в Хорватии, в Сербии, немного в Болгарии… У нас представлены четыре поколения – целая школа! Хотя, на самом деле, никакой школы не было. Они учились у Генералича, потом друг у друга. Самому младшему художнику – Дражену Тетецу – 52 года. К сожалению, в настоящее время в Хорватии традиция наивного искусства не продолжается, молодым это, увы, не интересно. Расцвет хорватского наивного искусства пришёлся на конец прошлого века, и это признанные мировые шедевры. 

Хорватский наив по тематике существенно отличается от российского наива, который был социально ангажирован. При этом по тематике и стилистике он совсем не отличается, например, от  болгарского. Разве что болгарский более «анимационный», он больше похож на детские иллюстрации. Хорватский наив похож на румынский, южно-немецкий, сербский. Но немцы на стекле не рисуют, а в Сербии есть одно село, где продолжают традиции старой Югославии, но и там уже они сходят на нет.

Хлеб и рыба. Мийо Ковачич (р. 1935). Собрание ЕМИИ. Фото: Из личного архива

- То есть пройдёт какое-то время и…

- Такого уже точно больше никто не нарисует!   

Правда жизни

- На картинах, представленных в музее, множество предметов быта, сценок из крестьянской жизни… Это художественная стилизация?

- Нет-нет, они рисуют свою повседневную жизнь. Главное, что они рисуют её в контексте пейзажа, потому что они фанаты своей земли. К примеру, река Драва – это вообще главный герой произведений. Обычно  в работах хорватского наива на первом плане или натюрморт, или портрет, или какая-то бытовая сцена,  а на дальнем обязательно пейзаж. Это образец истинного патриотизма. 

Что интересно, натюрморты в хорватском наиве показывают плоды крестьянского труда: масло, хлеб, рыба, лимон, лук, картофель, мангольд… То есть, понимаете, всё, что они рисуют, прошло через их руки и через их ноги. Всё, что они исходили ногами, всё, что сделали руками, – ничего не выдумывают. Хотя есть и художники, которые рисуют фантастические сцены. Скажем, Владимир Иванчан рисует родную реку Драву в мистическом ключе. Но в основном они изображают события реальной жизни. Причём сами художники, несмотря на мировую славу, не оторвались от земли. Они живут в селе, крестьянствуют. 

- А почему на многих картинах присутствует петух?

-  Петух – один из двух главных символов хорватского наива и всего региона Подравины (территории в долине реки Дравы. - Ред.). Петух  - это граница ночи и дня, строгий глава куриной семьи, тотемный персонаж в той местности.

Кстати, на выставке есть картина, на которой изображён петух, связанная с Екатеринбургом и с творчеством Миши Брусиловского. Помните сюжет из Евангелия: Иисус говорит апостолу Петру, чтот тот отречётся от него трижды до того, как пропоёт петух? Так вот, коллекционер Владимир Тёмкин любит творчество Брусиловского, у которого, как известно, есть целый цикл «Пётр и петух». Владимир, когда ездил в Хорватию, рассказал Дражену Тетецу об этом цикле, показал альбом художника… И Тетец в память о Брусиловском написал картину «Пётр и петух».

Петр и петух. Дражен Тетец (р. 1972). Собрание ЕМИИ. Фото: Из личного архива

- Рискну предположить, что многим посетителям музея сложно «прочитать» контекст работ хорватских художников, символы без комментариев специалиста.

- Это касается всех выставок, не только «хорватской». Некоторые люди признаются: если бы мы экскурсовода не послушали, ничего бы не поняли. Поэтому мы предлагаем знакомиться с коллекцией хорватского наивного искусства с помощью экскурсовода. Кроме того, у нас есть зал, где мы показываем контекст: картина, а рядом фотография события. И, знаете, многие посетители приходят на эту выставку несколько раз. Впрочем, это не удивительно. Мы обрели сокровище. Это, действительно, «Генеральное поступление». Во-первых, у Генералича в своё время была выставка «Генералы и моя армия», а во-вторых, это генеральное событие в музейной жизни. Думаю, большинство музеев наива (их в стране несколько) нам немного завидуют.