Для некоторых людей искусство становится смыслом жизни. Именно так можно описать наивных художников. Их творения самобытные и индивидуальные, они отражают идеализированные образы мира. Сегодня у жителей Екатеринбурга есть возможность познакомиться не только с картинами, но и с историей наивного искусства.
История началась семь лет назад
18 ноября 2017 года в Екатеринбурге начал работу Музей наивного искусства. Это один из четырëх филиалов Музея изобразительных искусств. В честь открытия московский Музей русского лубка и наивного искусства отправил в дар огромное количество изданий. «Сотрудники московского музея находятся в хороших отношениях со многими галеристами, поэтому мы получили много материалов из частных коллекций», – поделилась и.о. заведующего отделом наивного искусства Елена Тимошенко. К поздравлениям присоединились зарубежные коллеги и также отправили музею издания о собственных коллекциях.
Но кто же они такие, наивные художники? Это люди, для которых творчество становится жизненной необходимостью. Однако не каждый самодеятельный художник будет являться наивным. Чаще это возрастные авторы с уже сложившимся миропониманием, с собственной философией, которую они передают через картины. При помощи искусства они переосмысляют собственную жизнь. «Зачастую они пишут картины о своей молодости. Это посыл о том, как правильно жить. Например, художница Нина Варфоломеева пишет картины о периоде коллективизации, который застала сама. Несмотря на то, что это важнейший период для нашей страны, в живописи профессиональных художников он не отмечен. И она в своём творчестве выбирает миссию писать именно про него», – рассказала Елена Тимошенко.
В советское время наивное искусство называлось самодеятельным. В отличие от классической и академической живописи, в области наивного искусства гораздо легче разобраться. Однако искусствоведам приходится доказывать, что оно заслуживает внимания и признания. Недаром с течением времени государственные музеи наивного искусства начали появляться во многих странах.
Кладезь знаний
Со временем в музее накопилось большое количество изданий, каталогов, монографий и сборников о наивном и аутсайдерском искусстве. Именно это и послужило причиной создания собственной библиотеки.
В обширную коллекцию музея входят книги на английском, немецком, французском, хорватском и итальянском языках, а также огромное количество изданий специализированного направления.
«Это место для любителей наивного искусства является золотой жилой. Я думаю, что многие эксперты, у которых нет доступа к уникальным изданиям, с удовольствием бы посетили его», – говорит Елена Тимошенко.
В библиотеке собраны узкоспециализированные, редкие и дорогие во всех смыслах издания. Например, здесь можно ознакомиться с Всемирной энциклопедией наивного искусства. В России насчитывается всего пять экземпляров этой книги. Также в библиотеке есть книги по народному искусству и иконописи. Для того чтобы попасть в библиотеку, необходимо позвонить в музей и записаться на посещение в конкретный день. Во время визита читателей сопровождает сотрудник.
«С одной стороны, нам хотелось, чтобы библиотека была общедоступной, но так как это очень важный источник изучения материалов, мы очень бережно относимся к изданиям, представленным тут», – отметила Елена Тимошенко.
Для сотрудников особую ценность представляют сборники о конференциях, симпозиумах, круглых столах, в которых сотрудники различных научных учреждений публикуют результаты о теоретических исследованиях.
Наивное искусство черпает вдохновение и ниоткуда, и отовсюду. Ниоткуда – потому что оно самобытное и берёт начало в самом человеке, а отовсюду – потому что человек взаимодействует с миром и обществом. Оно передает то, как визуальная культура жизни человека, без осознанного понимания, влияет на художников и их творчество.