Отойти от стигмы. В уральском театре поставили спектакль «Перевал Дятлова»

«В спектакле мы увидим не группу людей под общим «кодовым» названием группа Дятлова, а личности», – говорят создатели постановки. © / Серовский театра драмы им. А.П. Чехова

Пройти весь путь с группой Дятлова – именно это предлагает зрителям Серовский театр драмы имени А. П. Чехова, в котором 18 октября состоится премьера спектакля «Перевал Дятлова». Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Отойти от стигмы

Ничего не бывает случайно – история создания спектакля «Перевал Дятлова» в очередной раз это подтверждает. Два года назад в Серовский театр драмы от Союза театральных критиков приехал Павел Руднев, который в одном из разговоров выразил удивление: трагическая история группы Дятлова произошла совсем рядом, так почему же вы до сих пор не обратились к этой теме? Вопрос художественное руководство театра восприняло как руководство к действию. «У нас возникла искра, за что я Павлу Андреевичу бесконечно благодарен», – говорит главный режиссёр Серовского драматического театра Александр Сысоев.

Из искры, как водится, возгорелось пламя. Было перечитано огромное количество литературы и документальных источников, посвящённых событиям зимы 1959 года, пересмотрены сотни фотографий… И сделаны выводы. «Не хочу никого обидеть, но очевидно, что всё это время упор делался на различных версиях гибели группы Дятлова, – говорит заведующая литературно-драматической частью театра Мария Зырянова. – И эта тема как будто стигматизировала этих людей. Мы же намеренно хотели от этого отойти. Нам было важно показать их путь, рассказать, какими людьми они были, поднять тему дружбы, товарищества. В общем, мы хотим, чтобы зрители влюбились в каждого участника того похода, а если это произойдёт, то ощущение их потери будет очень личным, очень страшным». «К тому же нам категорически не хотелось спекулировать на теме гибели группы Дятлова или выдвигать какую-то свою версию этой трагедии, – дополняет Александр Сысоев. – Конечно, мы знаем, что всё закончилось катастрофой под влиянием непреодолимой силы… Но цель спектакля не в этом!»

По словам Александра, вся труппа тетра благодарна со­временному драматургу Ирине Васьковской за прекрасный текст пьесы, с которым было приятно, интересно работать. А чтобы зрители были не только максимально погружены в пьесу, в спектакль, постановщики создали для драматургического произведения атмосферную огранку. Так, например, «Перевал Дятлова» намеренно был поставлен на камерной сцене, где зрителей отделяет от «места действия» всего лишь метр. Иными словами, публике предлагается пройти весь путь группы Дятлова вместе с ней. «Буквально всё в нашем спектакле служит для создания особой, подлинной, атмосферы, – говорит Александр Сысоев. – Скажем, на сцене стоит большая – 2,5 метра в высоту – гора, которая нависает над тобой, если ты сидишь в зрительном зале. Ощущение непередаваемое!»

«Эх, подружка…»

Создатели постановки не скрывают, что пользовались информацией из открытых источников. Тем не менее в процессе создания спектакля были задействованы и уникальные находки. Скажем, известный факт – в пути следования группа Дятлова целый день провела в Серове, в том числе побывала и в школе № 47, здание которой не сохранилось. На удачу авторы постановки через соцсети обратились к землякам в надежде найти свидетелей этой встречи. И они нашлись! «Откликнулись три человека, которые тогда учились в этой школе и помнят события того дня, – говорит Мария Зырянова. – Конечно, многие детали забылись, но, независимо друг от друга, они рассказывали, что дятловцы пели ребятам популярную туристическую песню того времени: «Эх, подружка, моя большая кружка, пол-литровая моя. Поишь меня горячим чаем, за что я тебя уважаю». Надо ли говорить, что в одном из эпизодов спектакля она исполняется. Это было важное открытие, которое повлияло на атмосферу постановки. Представляете, насколько это эмоциональное воспоминание, раз оно сохранилось у людей даже спустя столько лет».

Таким же образом – через людей – создателям спектакля удалось соблюсти и достоверность того времени, той эпохи. Опять же через соцсети была обнародована просьба помочь театру с оригинальным реквизитом, на которую было множество откликов. К примеру, 85-летняя жительница Серова отдала театру пять пар лыж того времени («Стоят без дела в конюшне, тяжеловато уже на них мне кататься»), другая женщина передала куртку-штормовку, в которой её муж работал в Якутии, из Ханты-Мансийска в Серовский театр привезли туристический рюкзак, кто-то передал свитер ручной вязки… «А буквально на днях зрительница, которая уже купила билет на премьеру, принесла нам пять пар варежек, которые вязала её бабушка, – рассказывает Мария Зырянова. – Они такие настоящие! Мы испытываем чувство глубокой благодарности людям, которые включились в историю создания спектакля».

По словам Александра Сысоева, такой «народный» сбор реквизита повлиял не только на атмосферу спектакля, подлинные вещи того времени – мощное выразительное средство, которое, может быть, в первую очередь важно для актёров. Одно дело – играть на сцене в костюме-новоделе, совсем другое – перевоплощаться, надев кофту конца 50-х годов.

   
   

Надо сказать, что билеты на премьеру в Серове были раскуплены, когда спектакль ещё был в работе. Очевидно, что аншлаги будут не только на премьерных показах. А вот увидят ли «Перевал Дятлова» зрители Екатеринбурга и других городов региона, пока неизвестно. «Давайте не будем загадывать, пусть спектакль сначала родится. Я человек суеверный, – говорит Александр Сысоев. – С уверенностью могу только сказать, что и после премьеры работа над постановкой не прекратится. Она будет обретать жизнь, будет двигаться, потому что это не спектакль ради спектакля».