Анна Матвеева: «Боюсь тех, кто не читает»

Девять историй об эпохе 90-х

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Анна Александровна, не так давно у вас вышла книга «Девять девяностых». Расскажите для нашего читателя, о чем она?

   
   

Анна Матвеева: Книга состоит из девяти рассказов, которые так или иначе объединены темой 90-х, то есть все герои имеют отношение к этому времени: либо действие происходит в 90-е, либо какой-то важный эпизод жизни персонажа связан с этим временем. «Девять девяностых» – название одной из новелл, но здесь оно имеет другое значение, это математическая задача, которую решает герой. А если смотреть в общем, то книга получила такое название благодаря девяти историям о той эпохе. Что касается персонажей, то они очень разные. Есть в книге мальчик, которому не дается математика, есть женщина, которая покупает дом в деревне, чтобы пережить трудные годы, есть подросток, который выбирает своим идеалом жизнь бандита, и так далее.

– Вы наверняка уже получили какие-то отзывы на этот сборник?

– Конечно, я читаю то, что попадается. Читатели пишут, делятся впечатлениями. Я отслеживаю и отзывы критиков, особенно тех, к чьему мнению прислушиваюсь. Не с каждым согласна, но любой интерес к книге идет ей на пользу. Всем писателям нужно внимание, и тексты пишутся, прежде всего, для того, чтобы их читали. Хотя я, в первую очередь, пишу для себя самой. Мне кажется, что, когда человек пишет для кого-то, ориентируется на некий вкус, это может навредить, как и любая излишняя продуманность. Писать, в первую очередь, надо так, чтобы самому автору было интересно.

– Вы работаете с издательствами Москвы и Петербурга, осенью 2015 года в Париже выйдет французский перевод вашего романа «Перевала Дятлова». Получается, что заметный уральский автор интересен в столице и за границей больше, чем в издательствах родного города…

– У местных издательств есть серьезный минус – они не могут продавать свои книги по всей стране. Это ресурс у них ограничен. Публикация в крупном столичном издательстве означает, что книги будут продаваться по всей России, от Калининграда до Владивостока. Да и не так много у нас в Екатеринбурге издательств, выпускающих художественную литературу. Впрочем, я вполне могу себе представить сотрудничество с местными издателями, если у нас вдруг возникнет взаимный интерес.

Осенью 2015 года в Париже выйдет французский перевод романа «Перевала Дятлова». Фото: www.russianlook.com

«Важно помнить все!»

– Наверняка екатеринбуржцам приятно, что про их родной город по всей стране читают!

   
   

– Я считаю, что местные авторы должны по мере сил воспевать родной город, как можно больше писать про Екатеринбург. Раньше в моих текстах присутствовали в основном вымышленные города или некий абстрактный «наш город». Книги две назад я поняла, что мне очень приятно упоминать Екатеринбург, прописывать местную географию. По-моему, это правильно. Пусть к нам приезжают люди из других городов и регионов, ищут те самые улицы и дома. К слову, в моем новом романе «Завидное чувство Веры Стениной» Екатеринбург – в главной роли, а Париж и Петербург заняты в эпизодах.

– В прошлом году вышла еще одна книга, посвященная 90-м, – «Ебург» Алексея Иванова. Что такого привлекательного в этом времени для писателей?

– Мы с Ивановым почти ровесники, 90-е – наша юность, молодость, а для любого человека это всегда самое яркое время. Где бы юность ни проходила, как бы туго ни пришлось, все равно это годы расцвета. Время, когда кажется, что все впереди. Это первая причина. А вторая… Время то действительно было уникальным! Правда, когда в нем живешь, то не совсем понимаешь эту уникальность. Осознание приходит лишь спустя годы, когда исчезает вся шелуха.

Сейчас многие не хотят думать о 90-х, открещиваются от них. А мне кажется, что очень важно это помнить. Вообще, важно помнить все! Именно поэтому я сторонница того, чтобы не сносились никакие памятники, чтобы все они оставались, напоминая нам о своем времени. Это некие этапы развития общества, формирование представлений человека о себе. Почему те же Париж или Лондон так прекрасны? Потому что там совершенно мирно соседствуют разные эпохи. Мне этого у нас в городе очень не хватает…

Кроме того, среди людей пишущих существует некая мода, которая носится в воздухе. Это как бацилла – люди «заболевают» идеей и пишут об этом. Вот так и с девяностыми случилось, они сейчас в моде.

– Многие уральцы опасаются, что ввиду последних событий 90-е скоро вернутся. Как думаете, это возможно?

– Я не люблю давать прогнозы, я ведь не астролог и не экстрасенс, но мне почему-то кажется, что не будет такого. Будет нечто другое, может и похуже, но точного повторения ждать не стоит. В девяностые мало кто понимал, что происходит, а сейчас все только и занимаются тем, что толкуют происходящее. Мне кажется, надо меньше сотрясать воздух словами, меньше осуждать других. Все предпочитают упрекать правительство, всегда кто-то виноват, кто-то за что-то отвечает и делает это плохо… Можно для разнообразия попробовать начать с себя, хорошо выполнять свою собственную работу и заботиться о своих, а не о чьих-то близких.

«Я считаю, что местные авторы должны по мере сил воспевать родной город, как можно больше писать про Екатеринбург». Фото: www.russianlook.com/ russianlook.ru

Про Год литературы

– Наступивший год – Год литературы. Ждете ли вы от него каких-то чудес?

– Я всегда жду чудес! Правда, они идут ко мне извилистой дорожкой, но я не теряю надежды и не думаю, что чудеса будут связаны именно с Годом литературы. Так получилось, что я нахожусь в стороне от общеуральской литературной тропы. Писатели в массе своей отдельно, а я – отдельно. Это не хорошо, и не плохо, просто мне так комфортнее. Я не очень люблю так называемое профессиональное общение – сидеть с коллегами и читать друг другу свои сочинения мне не интересно, я в это время лучше что-нибудь напишу. Мне попросту жаль времени – если оно у меня есть, я провожу его со своей семьей.

Все, что связано с Годом литературы, будет, я подозреваю, крутиться вокруг официальных организаций, как у нас это обычно и бывает.

– Интересный момент – Год литературы, а между тем в школах в последние годы программа по литературе подверглась сокращению… Зато стало больше физкультуры. Видимо, в ущерб вышеупомянутому предмету?

– Физкультура, которая заменяет собой чтение, – это, конечно, полный идиотизм. Но мне кажется, что заставить ребенка читать невозможно. Да и увлечь сложно. Единственный способ – больше читать самим. Если ребенок будет видеть маму с книгой, папу с книгой, всех вокруг себя с книгами, тогда он обязательно начнет читать сам, и никакая «физра» этому не помешает. Я считаю, что у каждого человека в литературе есть свои интересы, которые, возможно, еще не обнаружены. Есть такие дети, которые читают пьесы, а есть дети, которые любят философию. Ну, а людей, которые не читают вообще, я боюсь. Не важно, дети это или взрослые.

– Как считаете, а государство вообще должно поддерживать писателя? Или это его личный трудный путь?

– Сложный вопрос. Сейчас все вокруг – писатели, все хотят писать. Вопрос в том, зачем они это делают. Им хочется славы? Денег? Что-то кому-то доказать? Мне практически никто не помогал, но это мой случай, а какому-то другому писателю, действительно, нужна будет помощь государства. Другое дело, что всем помогать, всех обеспечивать – на это никаких денег не хватит.

Для писателя существует такой способ повышения благосостояния, как литературные премии. Правда, это весьма болезненный процесс – врагу не пожелаешь. Критика не всегда адекватна – вернее, почти всегда неадекватна… Тем не менее премиальный сюжет означает хорошие деньги. На Западе большая часть писателей работает где-то еще – они преподают, занимаются издательской деятельностью, переводами, журналистикой и так далее. Это абсолютно нормальная практика – если не можешь (пока или уже) прокормиться литературным творчеством, значит нужно найти себе работу.

В общем, вопрос, действительно, сложный. Считается, что таланту помогать не нужно, он пробьется сам – но ведь у бездарности сил больше, и прет она отовсюду мощнее…

«Если ребенок будет видеть маму с книгой, папу с книгой, всех вокруг себя с книгами, тогда он обязательно начнет читать сам». Фото: www.russianlook.com

«Пугает общая инфантильность нынешнего поколения»

– Несмотря на то, что уральцев и россиян нельзя назвать совсем не читающими, нынешнее поколение подростков, торчащее сутками в Интернете, шокирует многих. Выходит, это поколение выйдет у нас потерянным… И заставить читать нельзя, и бросить на произвол тоже… Как поступить?

– Способ тут только один – запрещать компьютер. Если ребенок умный, он со временем поймет, что это было сделано для его блага. Не можете запрещать – хотя бы сокращайте время, проведенное за играми и в сети. Я всегда привожу пример с «Кока-колой»: если вы знаете, что она вредна, хотя бы не покупайте ее ребенку собственными руками. Таким образом, уже можно снизить количество потребления. То же и с компьютером. Установите в своем доме какой-то разумный режим. Ненормально, когда маленький человек всю ночь сидит за экраном, а потом с красными глазами идет в школу.

В этом году я преподаю в одном екатеринбургском вузе курс практической журналистики. Очень хорошие у меня студенты, но, когда я их спрашиваю о том, что они смотрели или читали, крайне редко ответы меня радуют. Это проблема нового поколения – вокруг слишком много всего, и выбрать что-то достойное – сложно. Нужно помогать им развивать вкус, – да, этим должны были заниматься родители, но родителям было некогда, они зарабатывали деньги. Впрочем, не читающие дети – это еще не самое страшное.

– Что вы имеете в виду?

– Пугает общая инфантильность нынешнего поколения. Я знаю много примеров, когда взрослые дети живут с мамой и папой. Им не надо ни мальчиков, ни девочек, не нужна самостоятельность – им удобно так жить, комфортно, они чувствуют себя защищенными. Сейчас успеха добиваются те, кто зациклен исключительно на материальных вещах, те, кому важно заработать большие деньги. Вот такие люди скоро будут идти вперед. Понимаете?

«Сейчас успеха добиваются те, кто зациклен исключительно на материальных вещах». Фото: www.russianlook.com