«Хочу видеть клаберов в симфоническом зале». Кредо внука Сергея Прокофьева

В рамках музыкального фестиваля «Евразия» Екатеринбург посетил внук знаменитого композитора Сергея Прокофьева, автор собственного проекта «Неклассическая ночь» – диджей Габриэль Олегович ПРОКОФЬЕВ. И это – его правила выбора между музыкой и жизнью, специально для URAL.AIF.RU.

   
   

ЖИЗНЬ. Актер, художник или композитор?

ЕВРАЗИЯ
Международный музыкальный фестиваль «Евразия» проходит в Екатеринбурге с 6 по 13 октября. Организатор – Свердловская государственная академическая филармония. Каждый вечер на сцене Большого зала филармонии – музыканты из разных стран мира, Европы и Азии. Открылся фестиваль с произведения Габриэля Прокофьева Концерт для вертушек с оркестром.
– В юности я интересовался карьерой актера. В школьном театре играл много разных ролей. Мы играли пьесы Шекспира, и я серьезно рассматривал возможность работы на сцене. В 12 лет мне предложили главную роль в пьесе Генри Джеймса. Но за неделю до премьеры, к сожалению, режиссер нашего спектакля погиб в автокатастрофе, и постановка не состоялась.

Одновременно с этим я занимался музыкой. Увлекался как классической, так и поп-музыкой, писал песни. В выпускных классах пришло время принимать решение, и я почувствовал, что музыкой заниматься мне интереснее.

Это та область, где я могу создавать. Если актер больше притворяется и играет роли, то композитор или художник рождают нечто новое. И для меня это очень важно.

МУЗЫКА. Классика бессмертна

– Классическая музыка никогда не умрет. Это сильная традиция – ее оркестровое исполнение. Но мы должны раздвигать границы и искать новые подходы к классике. Современная музыка должна получить новый толчок, развитие, и это должно произойти в связке с музыкой классической.

Знаете, после Второй мировой войны произошло некое отторжение истории: люди не хотели думать о прошлом, а мечтали создавать будущее. Особенно остро эти процессы происходили в Европе. Сейчас же нам стоит внимательнее всмотреться в прошлое и подумать, как его представлять. Это очень важно – презентация нашего прошлого.

   
   
Фото: «АиФ-Урал»

ЖИЗНЬ. Мой дед – великий композитор

– Величие дедушки вначале казалось мне немного угнетающим и смущающим обстоятельством. Я относился к этому с осторожностью, понимал, что нас будут сравнивать, и я окажусь под некоторым давлением. Но, в то же время я учувствовал настоящую страсть к музыке. Сам акт сочинительства для меня очень важен. Это особое чувство.

Сегодня Сергей Прокофьев все еще очень популярен и любим как в России, так в Британии и других странах мира. Он – один из самых исполняемых и знаменитых композиторов XX века. Все знают его «Петю и волка» и «Ромео и Джульетту». Его музыка не потеряла актуальности – это видно по тому, как многие телеканалы используют его музыку в качестве тем для своих программ и как активно его музыка продается для постановки балетов и в концертном исполнении.

Трудно сказать, какое произведение Сергея Прокофьева у меня любимое. Его работы настолько разнообразны – в плане мелодий и ритма. С музыкой всегда так: в зависимости от настроения и в разные моменты жизни нравятся разные мелодии. Но особенно мне нравятся – пятая и шестая симфонии, Ромео и Джульетта, конечно, Золушка и его фортепианные концерты. Хотя, еще вторая симфония.

Фото: «АиФ-Урал»

МУЗЫКА. Сочетание несочетаемого

– Я хочу смешать поклонников и привести клаберов в академические залы, а меломанов – на танцпол. Как в литературе: люди могут читать романы, но так же с удовольствием – и газеты, и короткие статьи, и комиксы, и рассказы. Также и с кинематографом: можно смотреть и полнометражные фильмы, и сериалы.

В музыке те, кто ходит в клубы, как правило, слушают короткие произведения  одного стиля. А симфоническая музыка – это хороший полнометражный фильм. Учитывая ограниченность человеческой жизни, очень жаль, что многие люди пренебрегают возможностью прикоснуться к этому.

Тем, кто ходят в филармонию, может показаться интересным исполнение классической музыки в клубе. Они увидят ее исполнение в современной среде, что даст новое понимание и ощущение музыки. Перестанут относиться к ней, как к чему-то историческому. Увидят, что она живая по сей день. И я уверен, что им это понравится.

Фото: «АиФ-Урал»

ЖИЗНЬ. Мои дети

– У меня трое детей. Старшей 11 лет, ее зовут Лютия. Сын Дмитрий – ему 9 лет. И третья – 6-летняя Силка. У них очень много энергии. Лютия больше склонна к образованию: любит читать, стремится поступить в самый лучший университет и стать успешной. У Дмитрия хороший музыкальный слух, он мог бы стать очень хорошим пианистом, но больше увлекается футболом и компьютерами. Он еще маленький, и я должен уделять больше времени, чтобы заставлять его заниматься. И, когда я заставляю его, у него очень хорошо получается.

А Силка… У нее очень сильный характер, она очень музыкальна, креативна и все время поет. Играет в странные игры. Например, может создать каких-то интересных персонажей из вилок. Она только начинает заниматься на скрипке и фортепиано. Я, может, и хотел бы, чтобы мои дети увлеклись музыкой, но желание должно идти от сердца. Они сами сделают свой выбор.

Фото: «АиФ-Урал»

МУЗЫКА. Классика для детей

КСТАТИ
Концерт для вертушек с оркестром Габриэля Прокофьева уже встал в один ряд с сочинениями таких композиторов, как Бах, Гайдн, Шостакович, Верди, Бизе. Канал BBC в проекте «Десять пьес для детей» в 2015 году выбрал его для обязательного прослушивания детьми в средней школе.
– Я разрабатываю различные стратегии, чтобы классическая музыка понравилась детям. На протяжении 13 лет пытаюсь исполнять ее в нетипичных для этого местах, в местах обитания молодых людей, и устраиваю так называемые «неклассические вечеринки», с использованием камерной классической музыки в среде ночных клубов. Потому что очень трудно привлечь молодежь в академические концертные залы. Но услышав ее в клубе, может быть, они потом придут и в филармонию.

Дети в моих произведениях слышат оркестровую музыку. Но она в то же время соединена с современной жизнью. Поэтому они слышат ритмы современной жизни и понимают, что эта музыка не относится к прошлому, она о настоящем. Вместе с классикой они слышат звучание «вертушки» – это современный, новый инструмент, который раньше не использовался в оркестрах. И на самом деле, им это нравится, они наслаждаются такой музыкой.

Фото: «АиФ-Урал»

ЖИЗНЬ. Город с мощной энергетикой

– У вас очень большой город. Он замечательный, современный, с мощной энергетикой, и архитектура тут смелая. То, что сохранились деревянные дома –хороший знак: вы сохраняете исторические здания. И люди очень дружелюбные, гордятся своим городом и оркестром Свердловской филармонии. Должен сказать, оркестр у вас очень высокого уровня.

Мне понравились екатеринбургские слушатели. Видно, что людям нравится то, чем я занимаюсь и им интересна эта тема. У меня осталось очень теплые впечатления от того, как приняла меня екатеринбургская публика.

Чаще всего я бывал в Санкт-Петербурге и в Москве. Один раз приезжал в Пермь – красивый город. 9 лет назад выступал со своей старой группой Spectrum в Нижнем Новгороде. Но в Екатеринбурге впервые. Я вижу, что мои идеи находят поддержку в России. Мне хотелось бы регулярно проводить концерты и мероприятия в Екатеринбурге и других городах, чтобы продвигать мои идеи.

Было бы интересно, если бы мне предложили жить и работать в России. Лютия очень сильно хочет приехать сюда. Но, должен сказать, что моя жена боится морозов!

МУЗЫКА. Фестиваль «Евразия»

– На фестивале состоялась российская премьера моего Концерта для вертушек с оркестром в исполнении Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса с участием моего коллеги DJ Switch. Я мечтал, чтобы этот концерт прозвучал в России. И ваш оркестр, став первым, проявил огромное мужество, взял это произведение премьерным. Потому что вертушки – нетрадиционный инструмент. Например, московский оркестр играл мое произведение для скрипки, а в Санкт-Петербурге филармонический оркестр не взялся за это.

Фото: «АиФ-Урал»

ЖИЗНЬ. Три важные вещи

– Три важные вещи в моей жизни? Это трудный вопрос. Во-первых, это семья. Это то, что создает нас, центральное ядро жизни. Друзья, потому что они становятся частью семьи. Второе – это

ДОСЬЕ
Габриэль Прокофьев (42 года) – композитор, продюсер, диджей. Сын художника Олега Прокофьева и внук композитора Сергея Прокофьева. Изучал композицию в Бирмингемском и Йоркском университетах. Родился и живет в Лондоне. Имеет жену и троих детей. Основатель лейбла «Nonclassical» и одноименной клубной ночи.
творчество. Безусловно. Я композитор и для меня очень важна свобода и возможность выражать себя. Это уникальное свойство человеческой расы. Третье? Очень сложно. Но это жизнь, как таковая. Это планета Земля. И то, как мы должны заботиться о ней, о людях, о животных и растениях. Это трудно, в это постоянно вмешивается политика. И нам постоянно приходится преодолевать эти трудности.

МУЗЫКА. Музыка или семья

– О, нет! Это невозможный вопрос. Конечно, я бы выбрал семью, потому что отказываясь от семьи, ты становишься другим человеком. Хотя от музыки отказываться, конечно, не захотел бы.