Детского писателя Аркадия Гайдара за его недолгую, но очень бурную жизнь, в чём только ни обвиняли: в злоупотреблении служебным положением и массовых расстрелах, пьянстве и мародёрстве, хулиганстве и клевете. Одно из таких обвинений было предъявлено ему в период его пребывания на Урале. Подробности — в материале ural.aif.ru.
Комполка в 17 лет
Впервые Аркадий Голиков приехал в Екатеринбург в сентябре 1921 года. Тогда он ещё не был Гайдаром, этот псевдоним появился лишь четыре года спустя. В столицу Урала он прибыл не один: с ним была 16-летняя медсестра Маруся — Мария Николаевна Плаксина, которую будущий писатель называл своей женой. Познакомились они в госпитале в Тамбовской губернии, где Аркадий лечился после ранения.
Голикову было 17 лет, но к тому времени у него был уже солидный опыт революционной работы и службы в РККА. Он много воевал, окончил курсы комсостава, успел покомандовать ротой и даже полком (назначение подписывал сам Тухачевский), подавлял Тамбовское крестьянское восстание, переболел сыпным тифом. Однажды в перестрелке под ним убили лошадь. В другом бою чугунная бомба, начинённая порохом, едва не отправила его на тот свет.
В Екатеринбург Голиков прибыл, чтобы оформить документы для нового назначения. В городе на тот момент размещался штаб Приуральского военного округа (сегодня в этом здании работает гимназия № 9). Жили супруги в гостинице «Пале Рояль» — одной из самых презентабельных на тот момент. В анкетах он указал, что на фронте — с октября 1918 года, воевал на Петлюровском, Польском и Кавказском фронтах, что боролся с бандитизмом, был дважды ранен и контужен, а при себе у него имеется револьвер за № 5056 и двадцать патронов к нему. В графе «Год рождения» Аркадий написал 1901, то есть прибавил себе три года.
Любопытно также, что на вопрос: «Имеются ли родственники за границей», Голиков ответил: «Есть в Париже, но адреса не знаю. Фамилия Гутьер». На самом деле Гутьер был крёстным отцом Аркадия.
Оформив все документы, Голиков уехал бороться в составе ЧОН с контрреволюцией в Башкирии и Хакасии. В городе его не было шесть лет.
Уголовное дело
Второй раз Гайдар оказался в столице Урала в феврале 1927 года (Екатеринбург к тому времени уже был переименован в Свердловск). Приехал он из Перми, а его переезду предшествовал шумный журналистский скандал. Работая в пермской газете «Звезда», Аркадий Петрович написал фельетон под названием «Шумит ночной Марсель», в котором высмеял местного следователя Николая Филатова. Тот в свободное от основной работы время играл в кабаке на скрипке, услаждая музыкой разнообразный криминальный элемент, с которым, по роду службы, должен был бороться. Герой фельетона страшно обиделся, подключил все свои связи и, заручившись поддержкой одиннадцати свидетелей, подал иск в суд.
Дело слушалось 13 ноября 1926 года. Судили Гайдара по статьям 173 (оскорбление в печати) и 175 (клевета) УК РСФСР. Наказание — до одного года лишения свободы. По счастью, до этого не дошло. Народный суд признал фактическую и общественно значимую составляющие фельетона, обвинения в клевете были сняты. Однако «оскорбление личности» осталось в силе. Гайдару присудили семь дней лишения свободы, которые тут же заменили общественным порицанием и подпиской о невыезде.
Насколько справедлив был фельетон Аркадия Петровича — вопрос спорный (даже несмотря на то, что после гайдаровского опуса следователь был уволен). Уже в наше время вышла книга Исаака Райхмана «Судьба адвоката в России». Автор пообщался с героем фельетона (тот был его клиентом по гражданскому делу). По версии последнего, Голиков попросту свёл с ним счёты. Филатов, испытывая материальные затруднения и с разрешения городского прокурора, действительно, устроился играть в оркестре при кинотеатре «Триумф». Но однажды в кабинет следователя привели компанию хулиганов, среди которых оказался корреспондент «Звезды» Голиков. Журналисту не понравилось, что его допрашивают, и в отместку он якобы написал о Филатове фельетон.
Между тем после приговора суда у Гайдара начались серьёзные проблемы с руководством газеты. Редактор обозвал его «деклассированным элементом, неспособным отразить настроение рабочих», и забраковал пять его фельетонов подряд. Когда же коллеги попробовали заступиться за Голикова, главред заявил, что считает его материалы слабыми и надеется, что «поголодав, Гайдар будет писать лучше». Обстановка становилась невыносимой, и писатель по приглашению нового руководителя газеты «Уральский рабочий» Виктора Филова уехал в Свердловск.
Дело ещё и в том, что «Уральский рабочий» был единственным СМИ, которое оперативно, по свежим следам, заступилось за Гайдара. Уже потом появились оправдательная статья в «Правде», многочисленные письма возмущённой общественности и собратьев по перу, призвавших служителей Фемиды «не путать фельетон с протоколом». Но к тому времени Гайдара в Перми уже не было.
«Козырное» место
Впрочем, для Аркадия Петровича переезд в Свердловск являлся несомненным повышением. «Уральский рабочий» был в то время гораздо более крутым и авторитетным изданием, чем «Звезда». В нём выходили статьи Льва Троцкого и Николая Бухарина, венгерский революционер Бела Кун и поэт Владимир Маяковский. Собкором газеты в Париже был писатель Анри Барбюс. Кроме того, под фельетоны Гайдару на постоянной основе выделили самое «козырное» место — правый нижний угол первой полосы. Выше стояли только самые актуальные общественно-политические материалы с цитатами Ленина и Сталина.
В Свердловске Гайдар поселился в старинном доме семьи Пестовых на Набережной рабочей молодёжи, 23. К тому времени им уже были написаны «Р.В.С.», ряд повестей и рассказов, но до всесоюзной славы было ещё далеко. Несмотря на то, что в Перми Голиков во второй раз женился, и у него даже родился сын Тимур (которого он ещё ни разу не видел), в столицу Урала он прибыл без супруги. Вместе с ним приехала загадочная женщина: в домовой книге она записалась как «пермская эстрадная певица Любовь Азанова». О её личности до сих пор почти ничего неизвестно. Но современники рассказывают, что когда Гайдар по вечерам посещал клуб Домпроса, его постоянно сопровождала какая-то девушка в кожанке, сапожках и шапке-кубанке.
Сохранились воспоминания сына хозяйки дома — Григория Пестова. По его словам, Аркадий Петрович ходил в простой красноармейской шинели, сапогах, военной гимнастёрке с белоснежным подворотничком. Его постоянной спутницей была трубка с изогнутым мундштуком. С соседями был вежлив, вставал рано, подолгу и тщательно умывался.
«В квартире нас жило около десяти человек, и если не успеешь вовремя умыться, а умывальник был один и общий, то ждёшь Гайдара минут 5-10, когда он окончит свой туалет, — рассказывал Пестов. — Зубы он уж любил почистить на славу».
Обстановка была достаточно спартанской. Комната в 14 «квадратов» на втором этаже, с окнами, выходящими во двор и в сад. Стол, пара венских стульев, простая железная кровать, этажерка с книгами. За столом Гайдар писал и обедал. Во время работы он обычно был завален подшивками местных и центральных газет, вырезками, черновиками. Утром и вечером по договорённости с хозяевами Аркадию Петровичу приносили стакан чая.
Редакция «Уральского рабочего» размещалась в те годы на улице Вайнера, 12. Гайдар был штатным фельетонистом. Темы черпал из редакционной почты, материалов суда, собственных наблюдений. Результатом его работы в Свердловске стали 12 фельетонов, очерк «3 000 вольт» и повесть «Лесные братья». Последняя была создана ещё в Перми, но опубликована частями в «Уральском рабочем».
В столице Урала Гайдар прожил три месяца — с 20 февраля по 21 мая 1927 года. Есть информация, что именно у нас он начал писать повесть «Школа».
Шляпы для Наины Ельциной
Уже в наше время нешуточные страсти разыгрались в Екатеринбурге вокруг дома, где жил Гайдар. Здание было построено ещё в конце XIX века. После Октябрьской революции дом не был национализирован, он так и остался во владении семьи Пестовых. Благодаря тому, что комнату в нём снимал Аркадий Петрович, в 1980 году особняк получил статус памятника. Когда в этом районе развернулось масштабное строительство, власти снесли почти всю малоэтажную старинную застройку. Но Дом Гайдара не тронули.
«Интерес» к зданию со стороны предпринимателей возник в XXI веке, когда в непосредственной близости от него начали возводить бизнес-центр «Демидов». Дом дважды поджигали какие-то злоумышленники, строители снесли вспомогательные постройки усадьбы и вырубили сад. Было возбуждено несколько уголовных дел, но все они закончились ничем.
Во второй половине нулевых автор данного материала общался с тогдашним хозяином дома — Анатолием Пестовым. Тот сетовал, что пожар уничтожил не только значительную часть дома (практически весь второй этаж), но и небольшой бизнес, которым занималась их семья ещё со времён СССР. У Пестовых было небольшое ателье по пошиву головных уборов: разнообразных шляпок, шапок, кепок, беретов и так далее. Анатолий Григорьевич рассказывал, что шляпы их производства ещё в советское время носили представители свердловской партийной элиты, в том числе Наина Иосифовна — супруга первого секретаря обкома, будущего президента России Бориса Ельцина. Вроде бы она даже дружила с его женой.
В целом Пестов смотрел в будущее с оптимизмом: судился с городской администрацией по поводу земли, мечтал заново отстроить дом и восстановить дело. Но из этих планов ничего не вышло: в 2015 году здание было продано областным властям за 35 млн рублей.
После развала СССР власти неоднократно пытались найти Дому Гайдара достойное применение: были попытки перенести его в другое место, разместить там музей писателя, музей камня, музей карикатуры, передать особняк Ельцин Центру. Согласно последней информации, в обозримом будущем здание будет отреставрировано и обустроено под офисы.
Родственные узы
Стоит также отметить, что 27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения писателя Павла Бажова. С Гайдаром автора уральских сказов связывают родственные узы: сын Аркадия Петровича и Лии Соломянской — Тимур — был мужем младшей дочери Бажова Ариадны. Соответственно внуком Гайдару приходится реформатор 90-х Егор Гайдар. Последний вступил в брак с дочерью писателя-фантаста Аркадия Стругацкого — Марией. Такая вот получилась литературная Санта-Барбара.
К слову, Бажов был первым, кто оценил повесть «Лесные братья». Она посвящена событиям революции 1905 года. После публикации в «Уральском рабочем» Павел Петрович назвал её «заметным литературным явлением», а в 1947 году добавил: «Мне не случалось потом перечитывать эту повесть. Может быть, в ней было немало литературных недостатков, и она была неверно направлена, но помню, какое огромное впечатление произвела эта повесть Гайдара на читателей. Видимо, люди сразу почувствовали, что пришёл новый человек, раскрывший тему революционной романтики увлекательно и просто...»
Аркадий Гайдар погиб 26 октября 1941 года. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают массу споров. Официальная версия: попал с товарищами в засаду и был убит в бою. Было ему 37 лет (возраст Пушкина). Его могила находится на городском кладбище в городе Канев на Украине. Правда, есть версия, что в ней похоронен не он, но это уже совсем другая история.
В Екатеринбурге в честь Гайдара названа небольшая улица в Железнодорожном районе, а также детская библиотека № 29. Кроме того, его имя носит, наверное, самое известное детское объединение СССР и современной России — отряд «Каравелла», созданный в 1961 году писателем Владиславом Крапивиным.
«Когда мы были пионерским отрядом, мы носили имя Аркадия Гайдара, — отмечает командор отряда „Каравелла“ Лариса Крапивина. — Несмотря на кучу „претензий“, мы продолжали хранить его в бурные 90-е и не собираемся от него отказываться сегодня. А с какой стати? Для меня Гайдар — удивительный автор, он показал жизнь, историю и все противоречия нашей страны на переломе эпох, причём показал её глазами детей и подростков! В этом состоит уникальность его писательского метода, который в дальнейшем взял на вооружение и стал применять писатель Владислав Крапивин».
Малоизвестные факты
*Гайдар был знаком с Зоей Космодемьянской. Они познакомились в начале 1941 года в санатории «Сокольники», где Зоя проходила реабилитацию после менингита.
*После службы в Хакасии уголовные дела в отношении Гайдара расследовали сразу четыре ведомства: ЧОН, ГПУ, прокуратура 5-й армии и комиссия при Енисейском губернском комитете партии. Практически по всем статьям писатель был оправдан.
*Аркадий Петрович помнил все свои произведения наизусть и во время публичных чтений никогда не пользовался рукописями. Иногда друзья на спор проверяли его по тексту книг, но Гайдар не ошибся ни разу.