Музыка нон-стоп. В сентябре Екатеринбург сотрясет фестиваль «Безумные дни»

Свердловского слушателя ждут 70 концертов в 6 залах, программы длительностью от 45 до 60 минут и вереница уникальных исполнителей. Обо всех подробностях осеннего действа «АиФ-Урал» рассказал директор Свердловской филармонии – главной площадки фестиваля – Александр Колотурский.

   
   

«Ответственность и страх»

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Когда стало окончательно понятно, что фестиваль «Безумные дни» пройдёт в Екатеринбурге, в Свердловской филармонии, которая станет главной площадкой, что вы почувствовали?

Александр Колотурский: Почувствовал ответственность и страх. И сейчас я вам объясню почему. Переговоры с создателем и художественным руководителем фестиваля, продюсером Рене Мартеном мы вели более 5 лет. А началось всё с того, что наш Уральский филармонический оркестр под руководством Дмитрия Лисса неоднократно принимал участие в этом фестивале в Нанте, Бильбао и Токио. Переговоры дали первые результаты весной прошлого года, когда мы предварительно договорились с Рене Мартеном о возможном проведении этого события в Екатеринбурге. Но одно дело договориться о желании, а другое дело – реализовать. Это и вызывало опасения – мы не были до конца уверены, что сможем справиться с таким масштабным проектом, хотя и понимали, что для нашего города, нашего региона – этот фестиваль станет настоящим прорывом.

Но организация подобного мероприятия связана и с финансовой поддержкой, и с наличием подходящего комплекса залов – таких нет в России. Поэтому, когда в мае 2014 года в Токио мы условились о проведении фестиваля в Екатеринбурге в сентябре 2015 года, договорённость была несколько эфемерной. И у нас был некоторый промежуток времени, чтобы определиться с возможностями. И вот, в феврале 2015 года, на фестивале «Безумные дни» в Нанте мы с нашим главным дирижёром Дмитрием Лиссом снова встретились с продюсером Рене Мартеном, рассказали о нашем видении проекта на Урале, предложили существующие концертные залы, которые вопреки традициям фестиваля не сосредоточены в одном комплексе, но всё же находятся в шаговой доступности друг от друга. После того, как мы все изложили, Рене Мартен с нами согласился и мы пожали друг другу руки.

- Но наверняка и радость имела место быть!

- Конечно! Радость оттого, что этот фестиваль с его идеологией приходит на нашу уральскую землю, он станет доступен нашим жителям. Я считаю несправедливым тот момент, что кто-то может иметь всё, а кто-то ничего. Особенно, когда речь идет о доступности искусства, знакомства с артистами, музыкантами. Фестиваль даёт возможность Екатеринбургу выйти в мировое культурное пространство. Я хочу напомнить, фестиваль постоянно проходит всего в четырёх странах, а мы будем пятым государством, которое примет столь знаковый проект. Это значит, что Екатеринбург встает в один ряд с Токио, Бильбао, Варшавой. Это действительно здорово! Скажу больше, это новый шаг в культурной политике нашей страны!

Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и продюсер фестиваля «Безумные дни» Рене Мартен. Фото: www.sgaf.ru

Новая концепция фестиваля

- На ваш взгляд, как вообще вышло, что руководство фестиваля привлёк именно Екатеринбург? Не Петербург и не Москва, а наш город.

   
   

- У Москвы и Петербурга другая идеология культурной жизни. Мне кажется, в этих городах больше ориентируются на звёздность, на традиционные формы, которые гарантированно соберут людей. У нас немного другая история. И вы заметьте – на территории французского города Нанта фестиваль проходит, а в Париже его нет. Кроме прочего, «Безумные дни» требуют одного условия, которого нет ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Екатеринбурге: весь фестиваль должен проходить в едином комплексе, в котором размещаются все концертные площадки, все залы. То есть человек, попав на событие в большой комплекс, перемещается между концертами не выходя из здания. Например, в Нанте, в конгресс-холле, где проходит фестиваль, 8 залов.

- Как же вы выкрутились?

- Мы предложили продюсеру фестиваля другую концепцию, которая могла бы его устроить. Наши залы-участники хоть и не в одном месте размещены, но тем не менее находятся на одной линии и в шаговой доступности друг к другу. Рене Мартену были показаны все чертежи, карта города с отмеченным расстоянием между площадками. Благодаря всему этому продюсер фестиваля увидел, что главную идеологию «Безумных дней» можно прекрасно реализовать в Екатеринбурге, хоть и немного отлично от привычного видения события. Ну и не менее важный момент: в городе, где проводится фестиваль, должна быть крупная и сильная организация, которая будет заниматься его подготовкой и проведением. Конечно, этот фестиваль требует немалых финансовых ресурсов, поэтому без поддержки областного бюджета он был бы невозможен. Хотя, честно сказать, средств, которые нам сейчас выделили, мягко скажем, недостаточно.

Уральский академический филармонический оркестр также примет участие в большом осеннем мероприятии. Фото: www.sgaf.ru

«Возможность прикоснуться к богатому миру классической музыки»

- Какая подготовка к настолько знаковому событию сейчас проводится в филармонии?

- Сейчас наша главная задача – донести до горожан наиболее полную информацию о фестивале. Хочется, чтобы все использовали этот шанс максимально, ведь это событие имеет массу положительных сторон – это возможность прикоснуться к богатому миру классической музыки, открыть для себя двери концертного зала, обогатиться духовно. Однако человек этот момент должен осознать, втянуться в это. Как показывает наш опыт, человеку бывает очень трудно сделать первый шаг. Ну а затем слушатель понимает, какое душевное очищение происходит на подобных мероприятиях. Филармонические концерты улучшают настроение горожан, дарят светлые моменты. Это всё сильно отражается и на эмоциональной сфере человека, на которую у нас, к сожалению, смотреть обычно не принято… Все как-то больше обращают внимание на материальную составляющую.

Конечно, мы должны сделать так, чтобы этот фестиваль стал для людей праздником! Праздник общения, праздник эмоций и настроения! Поэтому сейчас у нас идет очень ответственный этап. К слову, на следующий год мы уже планируем расширить количество фестивальных площадок – добавить больше крупных залов. И, конечно, придётся более активно искать финансовых партнёров. Нам есть куда стремиться –  для сравнения, в нашем фестивале в этом году примет участие около 270 музыкантов, а в том же Нанте – 1 600 исполнителей. Чем масштабнее этот фестиваль, тем больше он реализует свою миссию.

- Кстати, я знаю, что на некоторые концерты «Безумных дней» у вас уже полностью распроданы билеты!

- Я объясню, почему так произошло. Более половины исполнителей к нам приедут не впервые, их уже знают и любят. Учитывая и идеологию фестиваля, и доступность концертов – цена вопроса совершенно другая. Стоимость билетов на выступления этих же музыкантов вне «Безумных дней» - значительно выше, поэтому уральцы торопятся попасть на своих любимых исполнителей сейчас. Но пока это слушатели, которые бывают у нас постоянно. Наша же цель и цель фестиваля – привлечь новую публику.  

Горожане активно скупают билеты на концерты фестиваля. Фото: www.sgaf.ru

«Стимулирующая» цена билетов

- Чьи произведения, каких композиторов свердловчане хотят услышать на фестивале?

- Мне кажется, что этот вопрос не совсем корректен. Если бы это был какой-то другой фестиваль, я бы сразу ответил вам без запинки. На этом фестивале будут присутствовать музыканты высочайшего класса различных специальностей и представляющие разные жанры. И была бы у меня возможность, я бы вообще на всё пошёл – будет много всего интересного. В ходе «Безумных дней», безусловно,  прозвучат произведения композиторов, которые у нас в сезоне играются постоянно: Рахманинов, Чайковский, Бетховен – их в афише Свердловской филармонии можно видеть все время. Но играть композиции этих авторов будут музыканты, которых мы раньше не слышали. Например, китайский исполнитель Дань Чжу исполнит бетховенский скрипичный  концерт. У нас в регионе этого музыканта вживую ни разу не слышали. И таких исполнителей – неизвестных нам, но популярных в других странах, в программе много. В этом плане наши слушатели должны довериться продюсеру фестиваля, потому что он предлагает имена мирового уровня.

К слову, Рене Мартен – большой исследователь! Когда он сочиняет тему очередного фестиваля, то при этом очень глубоко проникает в репертуар. Весь репертуар нынешнего осеннего фестиваля не случаен. На определённой теме построена и вся художественная идеология этого трёхдневного музыкального праздника. Например, в этом году фестивальная тема – это «Passions» («Страсти»), а наш подзаголовок – «Страсти земные и небесные». Поэтому и произведения были выбраны те, которые отвечают теме: о вере, надежде и любви, как их понимали в разные эпохи и выражали в разных жанрах. Они все связаны между собой этой эмоцией. И чтобы подобрать по такому непростому признаку наполнение для проекта, продюсеру приходится быть настоящим исследователем!

- Наверное, благодаря этому и музыка слушателем воспринимается по-другому! Глубже!

- Хотелось бы, чтобы наши слушатели воспринимали эту музыку не как профессиональные меломаны, а как люди, чувствующие душой! Тогда они откроют для себя и состояние композитора, и состояние музыканта! В этом случае, произведение будет восприниматься совершенно по-иному. Почему всего три процента горожан (а это мировая статистика) ходят в филармонические залы? Потому что многие считают, что они не готовы духовно, что ничего не понимают, они думают: «засну ещё и буду храпеть во время концерта». Но это нормальное, медитативное состояние, это не значит, что человеку до того безразлично происходящее, что он засыпает. Влияет на восприятие и другой момент: люди, приходя на фестиваль, получают широкий круг впечатлений и знаний по определённой теме. Мы с вами прекрасно понимаем, что если посетить всего один концерт - этого не случится, общего впечатления не получить. Отсюда и «стимулирующая» цена билетов на фестивальные выступления. Ведь слушатель должен пройти через максимальное количество концертов.

И почему такой формат у них – 45 минут? А это чтобы люди, не имеющие большого слушательского опыта, воспринимали программу легче. Новую информацию всегда проще получать за короткое время! Мой призыв к уральцам: не смотрите на это как на единичный концерт. Планируйте посетить как можно больше выступлений и площадок, чтобы получить как можно больше информации и провести как можно больше душевной работы. Я рекомендую посетить в течение одного фестивального дня как минимум 3-4 концерта.

Программа международного события весьма обширна. Фото: www.sgaf.ru

О фестивале следующего года

- А вы сами какие концерты посетите в обязательном порядке?

- Для этого фестиваля я придумал свой принцип посещения концертов! Но только если позволит время… Во-первых, я пойду на тех музыкантов, которых никогда не слышал. Например, очень хочется познакомиться с творческом Юлианны Авдеевой – победительницы конкурса Шопена. Конкурса, что стоит на высочайшем уровне в мире большой музыки. И таких исполнителей в нашей афише «Безумных дней» сразу несколько. Во-вторых, меня привлекает жанровое разнообразие. Особенно те стили и направления, что я не могу услышать в повседневной жизни.

Так, в программе присутствует три квинтета – это камерная музыка, которая из наших, екатеринбургских залов, к сожалению, исчезает. И тут я бы обратил внимание на чешский квартет «Пражак», потому что чехи являются одними из самых лучших исполнителей камерной музыки в мире. И, в-третьих, я бы пошел на концерты барочной, аутентичной музыки, которой у нас в афишах практически нет!

-  Александр Николаевич, про фестиваль будущего года уже что-то известно?

- Уже готова тема фестиваля «Безумные дни» на следующий год! Тема эта – природа в музыке. Вы представляете, сколько всего можно подобрать в программу?! Продюсер фестиваля даже нашёл концерт для пения птиц с симфоническим оркестром! Кстати, мы этот концерт будем играть и в Нанте, и в родном Екатеринбурге. Или, например, мало кто слышал увертюру Чайковского «В бурю», а теперь, благодаря фестивалю, публика познакомится и с этим прекрасным произведением. Это будет уже совершенно другой фестиваль! 

Стоимость билетов на фестиваль «Безумные дни» достаточно низкая, чтобы горожане смогли посетить сразу несколько выступлений. Фото: www.sgaf.ru