Ярославль в рамках Всероссийского проекта «Я могу!» принимал 30-й Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Ярославская мозаика». Почти 500 участников со всей страны. Из них более пятидесяти человек – юные артисты Детской филармонии.
Первые среди лучших
Защищали музыкальную честь Урала в историческом сердце России младшая группа Капеллы мальчиков и юношей (руководитель Ольга Чернова), младший Оркестр народных инструментов (дирижер Виктор Волохов), мальчишеский ансамбль «Подмастерья», которых уже много лет пестует Анна Веселкова. Забегая вперед, скажу: все они стали лауреатами I степени в своих номинациях! Более того, дипломы лауреатов привезли солисты Юлия Ильченко (I степени) и Стефан Шаганов (II степени), а спецприз «За артистизм» жюри отдало «Подмастерьям».
«Урожай» богат. Поэтому дорога домой прошла в особо приподнятом настроении: с песнями в поезде под гитару, с полночными задушевными разговорами, играми и теплой встречей-поздравлением на вокзале. Фестивали, как и музыка, и культура в целом должны быть правильными. Такими, которые «через тернии к звездам». Такими, с которыми и за которые побеждают. В этом смысле «Ярославская мозаика» – сокровищница. Да, не все выступления равноценны. Да, были срывы и слезы. Да, порой после некоторых конкурсных номеров оставалось недоумение. Чаще – восторг и восхищение. И коллективы Детской филармонии – первые среди лучших.
«Подмастерья» и солисты-вокалисты сверкнули уральскими песнями – истинно народными и ставшими народными написанные Евгением Родыгиным. «Готовили их специально для конкурса, чтобы представить в Ярославле наш регион, раз мы с уральской стороны, – говорит Анна Веселкова. – Погружение в уральские песни прошло, как по маслу, будто всю жизнь мы их пели». Ровно такое же впечатление – из зала. Ансамбль – пятеро парней. Плечом к плечу. В плечах – косая сажень. В глазах – озорные искорки во время исполнения шуточной «Пошла наша Дуня» и молодецкий азарт во время «Вдоль да по речке». Аплодисменты – долгие, с искренней заинтересованностью. А теперь оцените: лауреаты-вокалисты не только поют, но и играют в оркестре Виктора Волохова! Возраст богатырей – 15-16 лет (чему шумно в кулуарах изумлялись зрители) и лишь недавно закончился у них постмутационный период. На их фоне хрупкая Юля Ильченко с солнечным задорным голосом – символ русской девичьей красоты. А песни в ее исполнении лучше, чем «живое фото» (технология дополненной реальности) извлекают из корневой памяти картинки уральской жизни.
Умение разговаривать шепотом
Блестяще отыграл конкурсную программу и младший Оркестр. Судей покорила яркая фееричная «Маленькая приветственная увертюра» Широкова, которую включили и в гала-концерт. Бисерная россыпь пассажей-самоцветов, лирические напевы-просторы не только принесли золотую награду, но и признание зрителей. «Вы лучшие», «красавцы», «мо-ло-дцы!», – скандировал зал, провожая оркестр со сцены. Наверное, еще и потому, что уральцы продемонстрировали, казалось бы, естественное для профессиональных музыкантов умение – умение «разговаривать шёпотом». К удивлению, нынче оно многими утрачено. Владение динамикой звука – один из первых навыков, которые формируют педагоги у начинающих музыкантов. Форте, пиано, крещендо, диминуэндо – элементы музыкальной речи, которые среди прочих «оживляют» нотный текст. Сегодня многие солисты передоверяют аккомпанемент минусовой фонограмме. Для юных музыкантов это особый риск: уже не они самостоятельно стараются передать характер произведения, а фонограмма ведет их за собой.
Живой звук, некичливый, некрикливый, а подвижный и эмоциональный, выгодно отличал екатеринбуржцев от многих соперников. В полной мере касается это и триумфаторов конкурса – младшую группу Капеллы мальчиков. Еще до гала-концерта и вручения заветного Гран-При (первого в истории младшей Капеллы), во время конкурсных просмотров, только услышав первые ноты проникновенной и щемящей песни «Солнышко проснется», члены жюри и зал замерли. Замерли и прожили эту детскую и одновременно невероятно глубокую песню от первых аккордов и до последних прозрачных звуков, растворившихся в софитах. Бравая «Солдатская» заставила зрителей достать телефоны для видеосъемки. Что покорило судей? Чистые мальчишеские голоса? Детские непосредственность и открытость, умноженные на умение владеть звуком и читать дирижерский жест? Живой аккомпанемент рояля (концертмейстер Евгения Сушко) или бодрый солдатский марш в милых, бархатных костюмчиках с бабочкой?.. Однозначного ответа, наверное, нет ни у кого. Зато есть ясное ощущение, что шести-девятилетние мальчишки – продолжатели многовековой русской певческой культуры.
В будущее продолжаешь верить
«Мой коллега и наставник Вячеслав Кульмаметьев, считает, что у звука есть интеллект. Чем выше он, тем дольше музыка воздействует на слушателя. Это звук особых вибраций, который способен влиять на ум и сердце человека», – говорит Ольга Чернова. В Ярославле ее сорванцы научились еще одному важному умению. Не музыкальному – человеческому: ценить и открыто поддерживать мастерство. Даже если мастерство проявил соперник. На гала-концерте и во время конкурса они горячо приветствовали все яркие выступления. Что говорить о земляках!
«Мы в жюри, когда увидели коллектив, все обомлели: какие красивые лица, какие красивые голоса, как дети слышат и чувствуют дирижера, как чутко отвечают ему. То, что вы делаете – бесценно. Это вклад в будущее страны. Дети видят, что они нужны и выкладываются полностью. Эти мальчишки – будущее нашей нации. Они получают стопроцентно правильное образование. Спасибо большое, что делаете такое благое дело», – сказала певица, дирижер, композитор, преподаватель Елена Сокольская.
...Нынче живая, пульсирующая фестивальная сцена (и в Ярославле, и в других городах) сберегает лучшее из существующего культурном пространстве страны. Поддерживая и расправляя крылья достойным, направляя дебютантов, отсекая сомнительное. В широком смысле щедрую оценку жюри можно переадресовать всем участникам, руководителям коллективов и организаторам фестиваля-конкурса: участники фестиваля – будущее нашей нации. Глядя на них, в будущее продолжаешь верить.
«Мы в жюри, когда увидели коллектив, все обомлели: какие красивые лица, какие красивые голоса, как дети слышат и чувствуют дирижера, как чутко отвечают ему».