С 12 по 16 сентября в Екатеринбурге состоится XII Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». О том, чем живут сегодня «кукольники», мы говорим с главным режиссёром Екатеринбургского театра кукол Евгением Сивко и руководителем литературно-драматургической частью театра Семёном Вяткиным. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Гроздья ролей
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Недавно узнала, что «артист театра кукол» крайне востребованная специальность. Испытываете кадровый голод?
- Я правильно понимаю, что это довольно специфическая специальность?
Е. С.: – Конечно. Помимо того, что студентам дают драматическое образование, параллельно идёт специализация – скажем, они осваивают этюды с предметами, этюды с руками, словом то, чего нет в «драме». И здесь очень многое они должны сами. Никакой педагог не будет, к примеру, пальчики поправлять. Но очень многие влюбляются в эту профессию! Даже те, кто изначально ушёл в «драму», но потом попал в театр кукол. Одна артистка работала в хорошем московском драматическом театре, но ярких ролей всё не было, всё какие-то второстепенные, слабенькие… Подумала: есть ли смысл ждать 10-15 лет? Пошла в театр кукол. И у неё сразу гроздья ролей (в том числе главных), успех, престижные фестивали. Получается, только зря потеряла время.
- Театр кукол сегодня ведь далеко не только детская история?
Е. С.: – Нет, конечно. Развитие актёра, его взращиваение идёт только через серьёзную драматургию. Одно дело – вариться в своём бульоне, всю жизнь играя «заек», и совсем другое, когда у тебя утром «зайка», а вечером Гамлет. Поэтому артисты у нас универсальные, и мы стараемся делать взрослый репертуар, к которому начали приучать взрослого зрителя ещё в 90-х годах. Сейчас в театре успешно идут спектакли с серьёзной драматургией, например «Гоголь. Триптих», «Бобок», «Дон Кихот», и на них аншлаг. Спектакль «Ромео и Джульетта» вдруг востребованным оказался…
Другое дело, что после того, как закончилась Гражданская война, в стране появилось очень много беспризорников, с которыми надо было что-то делать. И с лёгкой руки наркома просвещения Анатолия Луначарского стали открываться ТЮЗы и театры кукол. С тех пор и возник стереотип, что театр кукол – детский театр. Но это далеко не так.
Живут в действии
- В чём отличие драматургии театра кукол и театра драмы?
С. В.: – Она различна точно так же, как кукла отличается от живого человека. Это другая природа существования. То, что может сделать кукла, не может сделать человек. И наоборот. Допустим, если на сцене умирает персонаж, но потом я его вижу на поклонах…
- «Не верю»?
- Да, возникает ощущение, что меня обманули. А кукла умирает по-настоящему. Или другой пример. Человек, конечно, может сыграть собаку, но всё равно это будет ходульно – опять же «не верю». А кукла это может сделать органично.
И потом, знаете, каким бы гениальным ни был актёр, он всё равно играет. А кукла существует. Существует органично в своей природе.
Кроме того, кукла не живёт долго с текстом, она живёт действием, она не способна на длинные монологи «Быть или не быть…», «Отчего люди не летают как птицы…» и так далее. Но зато она может взлететь или, например, превратиться во что угодно.
К грядущему фестивалю мы провели драматургическую лабораторию, в результате которой возникло пять пьес для театра кукол. Мы их объединили в сборник «Пьески на леске», который презентуем на фестивале. С драматургией в театре кукол очень большая проблема. Очень мало пьес, написанных специально для театра кукол.
- И как вы эту проблему решаете? Адаптируете пьесы?
С. В.: – Конечно. Скажем, в октябре у нас будет премьера спектакля «Зойкина квартира» режиссёра Игоря Казакова (он ставил и «Гоголь. Триптих»), и мы адаптируем Булгакова под театр кукол. Много текста! Сидим с режиссёром, вырезам – жалко, потому что Булгаков прекрасный драматург, пьеса прекрасная, но театр кукол того требует.
Е. С.: – Но там будет много образов, придуманных хорошим художником-постановщиком Татьяной Нерсисян. В театре кукол очень важна форма, визуализация, тогда как текст – к сожалению, или к счастью – не столь важен.
С. В.: – Да, в пьесе для театра кукол может быть минимум слов, а может их не быть вовсе. Персонажи живут в действии. Драматургия театра кукол ближе к кинодраматургии.
Е. С.: – Пьеса для театра кукол больше похожа на либретто. Порой двухчасовый спектакль умещается на двух страничках. Но во что это выливается! Скажем, Виктор Плотников – режиссёр спектакля «Дон Кихот» - принёс нам не пьесу, а несколько мультфильмов, которые сам нарисовал: «По ощущениям, будет примерно так. Это референс, это ассоциативно, я так вижу». Мы поняли, что видит он прекрасно, необычно, очень красивые были ощущения, и очень красивый получился спектакль.
Будоражить себя и зрителя
- Мне кажется, любой вид искусства так или иначе реагирует на какие-то процессы, происходящие в стране, на то, что волнует сегодня людей. А театр кукол?
Е. С.: - Обязательно. Самая большая задача режиссёров – найти ту проблему, которая интересует не исключительно его, а зрителей (как детей, так и взрослых). Причём не только найти её, сделать темой спектакля, показать, как она разрешается, но и зажечь этим художника, композитора, инженеров-конструкторов и, конечно же, артистов, чтобы они пошли за ним. Поэтому нельзя замыкаться в своей скорлупе, «искать себя». Нужно обязательно общаться со зрителями, будоража себя и их, чтобы найти то самое, что их заинтересует. Здесь и сейчас, то есть в настоящее время. Люди на это идут.
Как, например, спектакль «Ромео и Джульетта» вдруг заинтересовал молодёжь. Что только студенты не делали, чтобы попасть на него! Тема любви, отношений оказалась невероятно востребованной. Тем более что в этом спектакле режиссёра-постановщика Олега Жюгжды и художника-постановщика Юлии Селаври такая метафора! Если человек любит, он живой, если не любит – он мёртвый. И по сцене ходят живые трупы, черепа, скелеты... Или спектакль Григория Лифанова «Бобок» по Достоевскому с темой невостребованности таланта. Молодёжь на него приходит: «Я такой же! И я! И я!» Это же здорово – нащупать важную, больную тему в спектакле, о котором потом зрители будут рассказывать по «сарафанному радио» своим близким и друзьям: «Обязательно сходи!»
- Про спектакль «Ромео и Джульетта» вы сказали «вдруг заинтересовал». Для вас это было неожиданно?
Е. С.: – Неожиданно. Потому что был период крайнего нигилизма молодёжи, отрицания всего. Какой смысл давать в это время «Ромео и Джульетту»? Чтобы услышать скептическое: «Ну, любовь, ну и что?» А сегодня они другие, они снова и снова приходят, смотрят, обсуждают.
Должно быть «сверх»
- На фестивале «Петрушка Великий» каково соотношение взрослых и детских спектаклей?
Е. С.: – Примерно 60% - взрослых. Мы – экспертный совет – понимали, что в программе фестиваля должны быть и детские, и взрослые спектакли. В результате подобралась любопытная афиша. К примеру, есть спектакль татарского театра кукол «Экият» под название «Авиатор» (это по Водолазкину), а есть «Айболит» театра марионеток из Санкт-Петербурга. Словом, в афише фестиваля – спектакли для всякого зрителя, на самый взыскательный вкус.
Сначала мы отсмотрели больше 100 спектаклей – именно столько заявок поступило, на втором этапе отбора их было 80. Медленно, кропотливо, с большими спорами по многим постановкам отбирали, отбирали… В итоге в афишу фестиваля вошли 12 спектаклей.
- Сурово!
Е. С.: – Зато по каждому из этих спектаклей мы достигли консенсуса. Это лучшие работы! Подтверждение тому – получение некоторыми спектаклями из афиши фестиваля «Золотой маски», тогда как мы их пригласили до подведения итогов этой премии.
- Есть ли какие-то объективные критерии отбора или вы ориентируетесь на субъективное восприятие?
Е. С.: – Конечно, есть объективные критерии: тема, драматургия, содержание, форма. Но должно быть ещё что-то «сверх», то есть то, что отличает спектакль от других, то, почему он должен быть в афише фестиваля. Скажем, какое-то открытие.
С. В.: – У каждого фестиваля «Петрушка Великий» есть своя тема. Были темы: «Театр кукол – театр художника», «Театр кукол: связь времён», в прошлом году – «Ломая стереотипы». В этом году – «Театр кукол: Глагол и Образ», в этом мы зашифровали как раз драматургию в театре кукол.
Е. С.: - Отбор спектаклей на фестиваль и его организация – это огромная работа, которая длится два года. Фактически, как только завершается очередной фестиваль, мы начинаем готовиться к следующему. В том числе искать спектакли, которые понравятся нашему зрителю. А в Екатеринбурге зритель о-о-очень прихотливый, насмотренный. И это хорошо! Если спектакль у нас хорошо прошёл, удержал внимание зрителя, любой город ему покорится.
А в этом году нашего фестивального зрителя вновь ждёт уникальная возможность посмотреть лучшие спектакли российских и зарубежных театров, не выезжая из Екатеринбурга. Скажем, не придётся ехать в Китай, чтобы увидеть постановку старейшего – с тысячелетней историей! - театра кукол из Чэнду, равно как и театра из Гуанчжоу.
- Мы привыкли к феерическому открытию фестиваля. Надеюсь, вы не уклонились от этой традиции?
Е. С.: – В этом году мы открываемся так же феерично. Но если раньше мы это делали у входа в театр, то нынче переезжаем в более интересное место – к фонтану в сквере возле театра Урал Опера Балет. Там будет живой оркестр, много музыки, барабан-шоу, сюрпризы – весёлое интересное действо. Открытие фестиваля начнётся в 9.00 с традиционного шествия от гостиницы «Гранд Авеню» по проспекту Ленина. Участники фестиваля пройдут с куклами, а их предводителем будет Петрушка Великий. В общем, соберём народ, немножко его попугаем и повеселим.