Рояль – ударный инструмент. Почему музыканту полезна военная выправка

Ансамбль «Изумруд» выступал на крышах, в поездах и самолетах. О творчестве на всех скоростях и многом другом рассказал композитор, аранжировщик, музыкант, который играет более чем на 50 инструментах - Евгений Ханчин. Подробности читайте на ural.aif.ru.

   
   

Бонги, вибрафон и пила Страдивари

Надежда Вершинина, «АиФ-Урал»: С какого инструмента все началось?

Евгений Ханчин: – С фортепиано. Это мой любимый инструмент, я и музыку на нем сочиняю. В нашей программе «Под небом Парижа», которая идет в Театре музыкальной комедии, я играю на пианино, пока гости собираются на концерт, – это лучшая возможность погрузить зрителя в правильную атмосферу парижского кафе. 

Фото: Из личного архива

- А на скольких инструментах все же вы играете?

- Ударные даже не считал. Для каждого произведения нужны свои. И это не просто  литавры, бонги, барабанная установка, вибрафон, ксилофон. Где-то нужен тембр гонга, где-то – кастаньеты или индийские тарелочки. Для одного проекта нужны латиноамериканские инструменты, для другого – бразильские. На одном центральном российском канале я вообще играл на чугунках, на ложках, на трещетках, на «пиле Страдивари», как я ее назвал для пущего эффекта. В пандемию, когда мы сидели по домам и записывали всякие веселые эксперименты, я играл и на кастрюлях, и на шахматной доске, и на бубнах – все, что нашел, использовал. Но, если всерьез, ударные – это моя жизнь. Между прочим, рояль – это тоже клавишно-ударный инструмент.

Фото: Из личного архива

Арфы нет – возьмите бубен

- Кстати о бубнах. Благодаря номеру  «Уральских пельменей» под названием «Кафедра бубна» все считают, что это очень несерьезный инструмент.

- Если честно, я думаю, что этот номер списан с меня. В начале 2000-х мы записывали на студии альбом, ну и прикалывались там в перерывах от души, особенно на тему партии бубна. Там же в это время что-то творил Дмитрий Калугин, который делает для  «Пельменей» всю музыку. А в скором времени  мы увидели этот номер на их концерте.

   
   

Таланты вообще притягиваются друг к другу. В 2005 году вышел альбом  «Изумрудные хиты» – песни  «Чайфа» в нашей обработке. Мы вместе выступали на фестивале «Нашествие», в «Олимпийском», незабываемый концерт был на Красной площади, в «Горбушке» и в Питере в ДК «Октябрьский». Вдохновляло общение с Бутусовым, Шнуром, когда мы все вместе варились в одной кухне. С Сан Санычем Пантыкиным мы поработали над спектаклем «Осторожно, бабушки!». 

Фото: Из личного архива

Высокие ноты

- «Изумруд часто выступает на самых неожиданных площадках, фестивалях, локациях. Какие запомнились больше всего?

- В Ночь музеев у нас прошел концерт в «Северской Домне», который оставил самые ошеломительные впечатления и у нас, и у зрителей. Звук, масштаб, дыхание истории... Как-то раз мы летели из Китая, где выступали на международной выставке, в которой участвовали наши уральские предприниматели. Все были в приподнятом настроении, попросили нас сыграть. Мы согласились и дали концерт на высоте 10 000 метров. Все пассажиры самолета были рады такой неожиданной культурной программе. На Олимпиаде в Сочи нам покорилась еще одна высота – концертная площадка в «Розе Хутор». Потом мы с Ринатом выступали в спринт-туре для олимпийских чемпионов в вагоне-ресторане скоростного поезда. С ним же давали концерты на крыше. А однажды  «Изумруд» играл в старинном французском замке, и мои барабаны стояли прямо в огромном камине. Выступали и с ветерком – на палубах военных кораблей в Крыму, и с огоньком – в цехах сталеплавильных заводов. Так что огонь, вода и трубы – все наше. Почему мы вообще стали «Изумрудом»? Потому что наш первый концерт случился на открытии спортивного комплекса «Изумруд» на Сакко и Ванцетти. Нам это показалось символичным.

Фото: Из личного архива

Благо творить

- С кем вы делитесь своими музыкальными навыками помимо зрителей?

- Уже лет 15 мы шефствуем над Центром инклюзивной культуры в поселке Верх-Нейвинском, участвуем в инклюзивной театральной лаборатории «Увидеть ценность каждого». Мы показывали нашу музыкальную балладу «Князь Игорь», работали вместе над спектаклем «Сага о Харальде» с людьми с инвалидностью. Часто мы подключали к нашим выступлениям «Солнечных детей», играли с ними – и для них, конечно. С радостью участвуем в проекте «Услышать мир» в Детской филармонии. Я постоянный участник инклюзивных концертов в Уральском центре народного искусства – играю там на всем, что стучит: вилках, топорах, косах. Я продолжаю общаться с  Данилой Валовым – мальчиком с ДЦП, которому давал мастер-класс по игре на металлофоне, приглашаю их с мамой на концерты. Если есть хоть минимальная возможность сделать другого человека, ребенка хоть немного счастливее, всегда с радостью.

Фото: Из личного архива

Музыка военных мест

- Вы играли и в зоне специальных операций. Отличаются ли мирные и боевые концерты?

- Мы всегда играем вживую, вкладываем душу, и отклик получаем такой же. Ребята на концерте на аэродроме Хмеймим очень эмоционально реагировали. Их аплодисменты полностью компенсировали все волнения нашего долгого пути: мы туда прилетели ночью, добирались на перекладных – до Москвы вообще летели на ИЛ-18 1959 года выпуска, потом на «ТУшке». Попали в самый разгар боев за Алеппо – один из концертов был просто с колес  у ангара на военно-морской базе: мы с музычкой проехали километров 85 по дорогам Сирии, чтобы попасть на это выступление. 13 декабря, 20 градусов, до моря рукой подать. Мы, уральцы, не упустили возможность искупаться. И вот еще что – в Сирию мы летали за две недели до александровцев (Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.Ред.).

- У вас есть медаль «Участника военной операции в Сирии»...

- Медаль за Сирию я получил вместе с музыкантами «Изумруда», а вообще за армейскую службу у меня еще пять наград – я же 26 лет был контрактником в военных оркестрах. Последние 14 лет служил в оркестре Штаба ЦВО, а до этого – в оркестре Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища. Эх, мы там даже играли «Наутилус» на дискотеках в 80-х годах – были такие знаменитые на весь город Вечера дружбы.

Фото: Из личного архива

- Один из ваших друзей написал в социальной сети: «Ты просто талантлив Женя, хотя навык – штука основополагающая, конечно. А уж полученный в оркестре СВВПТАУ так и вообще бесценная. А военная форма еще и поддерживает и дисциплинирует!» Какой еще опыт вы получили в армии?

- У меня жизнь счастливого человека: все, что бы со мной ни случалось в определенный период жизни, все шло на пользу. Армия и военные оркестры дали мне очень многое. Получилось так, что я рано остался без родителей,  еще до срочной службы был воспитанником военного оркестра. Это меня спасло. Я старший сержант запаса, а мэтры училища помнят меня как юного барабанщика, кем я, собственно говоря, и был в те годы. Руководитель оркестра, мой начальник, майор Николай Сергеевич Глушенко, дал мне очень многое. Он был не только военным духовиком, но и народником, и он прививал нам любовь к народной музыке, народным инструментам. Мне и дальше везло на интересных и талантливых наставников – Леонид Павлович Шкарупа, главный дирижер Уральского государственного русского оркестра, мои педагоги по ударным Леонид Григорьевич Кумище и Галина Сергеевна Яркова. А армия как таковая – это дисциплина, подтянутость, умение держать себя в спортивной форме. Это умение и сейчас мне очень помогает в переноске тяжелых инструментов. А еще патриотизм в значении верности – друзьям, Родине. До сих пор мои лучшие друзья – это мои армейские друзья.

Фото: Из личного архива

Хотя новым друзьям я тоже рад. В прошлом году на Ночь музыки вместе с нами выступал фолк-бэнд из Донецка «Русский акцент» – мы играли с ними на Донбасе в 2021 году. Как это было волнительно.... Один парень, музыкант, отправился на наш фестиваль прямо из окопов. Я встречал и провожал их на вокзале. Со слезами. Какие они классные! Мы их поддерживаем по-человечески и тем, что приглашаем сыграть вместе, даем возможность показать их мастерство нашим зрителям.

Фото: Из личного архива

Изумрудный пульс Ночи музыки

- Каким будет ваше участие в этой Ночи музыки 23 июня?

 - Площадка «Изумрудный город» ждет всех любителей позитивной музыки в парке Маяковского. Причем у нас собирается выступить такое большое количество музыкантов, что мы открываемся с 16 часов – и до упора. Обязательно будет детская страничка – вместе с нами выступят вокалисты из студии Татьяны Запеваловой, с которой у нас давняя дружба и сотрудничество. Изумруд – камень многогранный, как и наш коллектив, поэтому будет много интересного: и рок, и джаз, и фолк. Будут и композиции из нашего нового проекта «Пульс Земли. #Урал», к которому я написал музыку. Это авторская программа группы «Изумруд», на создание которой нас вдохновила богатая история нашего края, его прекрасная природа и уникальные жители.

Кстати
Группа «Изумруд» — российский ансамбль народных инструментов, созданный на базе Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии в 1995 году. Очень скоро музыканты проявили себя как коллектив с собственным оригинальным стилем. Создали собственный фестиваль «Изумрудный город», который ежегодно проходит в Екатеринбурге. В группе шесть музыкантов — Надежда Жихарева и Светлана Соловей (домра), Константин Прокошин (бас-балалайка), Михаил Сидоров (балалайка), Евгений Ханчин (ударные) и Ринат Якупов (баян). Все артисты ансамбля — исполнители-виртуозы высочайшего уровня, лауреаты конкурсов и фестивалей в Европе и России, лауреаты премии Russian World Music Awards 2020!