Слово роялю. В Екатеринбурге прошёл фортепианный марафон

Фортепианный марафон, который прошёл в Екатеринбурге не обошёлся без мастер-классов и традиционного расписывания рояля. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

11-й ежегодный фортепианной марафон, организованный Свердловской государственной детской филармонией, состоялся в Екатеринбурге. Этот праздник объединил ценителей классической музыки. Среди исполнителей были композиторы, а также звезда мирового уровня – пианистка Валентина Лисица. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

   
   

Писала спонтанно

Во внутреннем дворике Уральского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина пахло свежей травой и раздавались звуки рояля. Днём на этом инструменте играли дети, а вечером — взрослые пианисты и композиторы.

Фортепианный марафон собрал ценителей музыки. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Маленькие слушатели вели себя на удивление тихо. А некоторые, едва дождавшись паузы, подбегали к любимым исполнителям — взять автограф. К слову, не каждый взрослый знает в лицо этих пианистов. Закончив играть собственное произведение — «Школьный вальс», одна из участниц унеслась мыслями в своё детство.

«Я начала сочинять музыку спонтанно, когда мне было лет семь или восемь, — вспоминает член Уральского отделения Союза композиторов России Анна Красильщикова. — Сначала моя мама записывала то, что у меня получалось (она музыкант), затем — я сама. Так в течение школьного периода у меня появилась одна, потом другая и, наконец, третья тетрадь с моими произведениями. В дальнейшем они вошли в мой цикл пьес под названием «Музыка детства», который со временем издал Союз композиторов России. А когда я работала в детской школе искусств № 1, моим ученикам было легко их играть. Ведь эти пьесы рассчитаны на маленькую руку, и в них проявляется ещё не взрослое мышление».

Многие зрители оставались слушать произведения до конца музыкального праздника. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Сейчас Анна пишет произведения для Свердловской детской филармонии. Например, в спектакле по мотивам творчества писателя Владислава Крапивина — «Барабаны, паруса и шпаги» – вся музыка, кроме бардовских песен, — её авторства. Анну Красильщикову вообще вдохновляют литературные сюжеты. И она давно мечтает создать целый детский балет по какой-нибудь книге.

«Если есть пуховик»

   
   

«Можно ваш автограф?» — спрашивает девочка темноволосую пианистку. Росальба Олива, приехавшая на Урал из Аргентины, с удовольствием соглашается. Не так давно она окончила Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского и думает, что, скорее всего, останется жить в Екатеринбурге. Поэтому сейчас у неё двойное гражданство — российское и аргентинское.

«На фортепианном марафоне я сыграла произведение моего отца — Роберто Олива. Правда, все знают его под именем Тито Олива. Он мой второй любимый композитор после Скрябина и, кстати, член Ассоциации композиторов в Аргентине, — рассказывает Росальба. — У папы достаточно много альбомов, и, кроме того, у него есть своё музыкальное трио. Он собирается впервые приехать в Россию в августе этого года — участвовать в фестивале Ever Jazz, а также исполнять произведения в концертной программе детской филармонии. Кроме того, отец представит в Москве свой микст из танго, джаза, классики и аргентинского фольклора».

Музыковед Анна Колесник тоже сыграла одно произведение, хотя и волновалась. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

По словам Росальбы, когда она сама впервые собиралась в нашу страну, то не планировала оставаться здесь на совсем. Но за время учёбы ей понравилось жить в столице Урала. «Здесь у меня друзья, работа и русский жених, — улыбается пианистка. — Конечно, на Урале холодно, но если есть хороший пуховик, то ничего не страшно».

Средневековый звук

Необычно смотрелось выступление автора произведений Александра Старкова. Он играл не на рояле, а на клавицимбале. Этот инструмент выглядит как ящичек с клавишами.

«Я немного композитор, немного изобретатель, и этот клавицимбал я сделал сам, — поясняет участник фортепианного марафона Александр Старков. — Ещё в студенчестве я мечтал создать свой собственный инструмент, который можно взять под мышку и отправиться с ним путешествовать, играть на нём хоть где — даже посреди старинной улочки. Прошло много лет, прежде чем это удалось реализовать».

Александр Старков создал клавицимбал, на котором ему удобно играть во время путешествий. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Как рассказал Александр, раньше он увлекался средневековой музыкой и собрал группу, которая как раз её исполняла. «Я изготавливал для группы инструменты, чтобы мы могли играть средневековую музыку, — говорит Александр. — Нам нужны были смычковые и щипковые, например: цитры, цитоли, виолы, виелы, ребекки, пошетты. Я изучал много исторических сведений о них. А затем стал изобретать и свои собственные музыкальные инструменты — их пока мало кто видел. У них немного космическое звучание».

Музыковед Анна Колесник сыграла произведение Эдварда Грига. Она уверена, что волнение — это эгоизм и что ради друзей стоит его преодолеть.

Фортепианный марафон длился больше семи часов, и при этом многие люди слушали музыку от начала до самого конца. Ценители классики ждали появления звезды мировой классической сцены — Валентины Лисицы. В завершение праздника она бесплатно дала свой сольный концерт.

Звезда мирового уровня, пианистка Валентина Лисица специально прилетела в Екатеринбург, чтобы участвовать в Фортепианном марафоне. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Этот фортепианный марафон — уникальное событие, — сказала хедлайнер Валентина Лисица. — Классическая музыка — такая зараза, в самом лучшем смысле (смеётся.— Ред.). Потому что, с одной стороны, в ней присутствует соревнование, как в спорте, а с другой — это же страсть! Я видела, как играли юные участники, и они получали больше удовольствия, чем их родители. Это важно. У нас, классических музыкантов, очень много конкурсов. Участие в них — наш способ добиться чего-то. Мы всё время оглядываемся друг на друга: кто играет лучше? И нас окружает далеко не дружественная атмосфера. А тут я увидела не соревнование, а праздник. Нам – и взрослым, и юным музыкантам – самим бывает трудно воспринимать музыку как праздник – из-за постоянной необходимости показывать себя. Но здесь это удалось».