Сталкером на космодром. Выставка Насти Миро открылась в Екатеринбурге

Настя Миро и ее картина «Rescue Capsule» (холст, темпера, 2020). © / Ольга Романова / «АиФ-Урал»

Побывать в казахской пустынной степи, на заброшенной части космодрома Байконур, и даже полазить по советскому орбитальному кораблю «Буран»? Это возможно! Картины, представленные на персональной выставке «205 минут триумфа» московской художницы Насти Миро в Ural Vision Gallery, максимально реалистичны.

   
   

205 минут длился первый и единственный полет советского орбитального корабля «Буран» в ноябре 1988 года. История создания космического корабля, его «жизни и смерти» в призме восприятия Насти Миро стала метафорой человеческой судьбы со всеми взлетами и падениями, успехами и трагедиями. Живописная серия, выполненная в технике темпера, позволяет пережить азарт от поиска пути к своей цели, чувство жара от раскаленной поверхности земли, страх и восторг от гигантских масштабов космического корабля. Выставка демонстрирует архивные фото- и видеоматериалы, посвященные его инженерным особенностям, истории запуска и последующей гибели. 

На мероприятии по случаю открытия выставки в Екатеринбурге художница Настя Миро дала эксклюзивное интервью для «АиФ-Урал».

Досье
Настя Миро (род. 1989) — родилась и работает в Москве. Выпускница Школы акварели Сергея Андрияки, ВГИК им. С. Г. Герасимова. Особенностью творческого подхода является гипперреалистичная техника живописи темперой. На счету Миро 12 персональных выставок. Участница более 20 групповых выставок в Шанхае, Пекине, Токио, Берлине, Франкфурте, Вене, Париже, Киеве, Москве и других городах России. Вместе с Ural Vision Gallery участвовала в 2019 г. в ярмарке SCOPE в Нью-Йорке.

Екатеринбург узнал первым

Настя Миро: – Наконец-то я приехала в Екатеринбург, давно хотела побывать здесь. Замечательный повод – через свои картины пригласить в космическое погружение. Очень хочется, чтобы, рассматривая мои работы, вы побывали на космодроме Байконур, внутри корабля «Буран», прошлись по казахской степи, увидели их нереальные красоты. Думаю, я смогла в полной мере показать это. Для меня картины – это выражение безусловной любви к российской, советской космонавтике. К тому, что мы создали, и с большой верой в то, что все впереди, что еще будут такие гениальные проекты, как «Буран».

Ольга Романова, «АиФ-Урал»: – Вы сказали, что давно хотели посетить Екатеринбург. Почему выбор пал на столицу Урала?

– Когда я в первый раз была на космодроме, первый человек, кто узнал об этом, была моя подруга, директор Ural Vision Gallery Ксения Хейфец. Поэтому для меня стало обязательным показать картины в Екатеринбурге. К тому же это был хороший повод приехать, раньше я не бывала здесь, хотя давно сотрудничаю с Ural Vision Gallery, – вместе ездили на ярмарки в США.

   
   
Открытие выставки «205 минут триумфа» в Ural Vision Gallery. Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Романова

– Часть картин с выставки вы писали прямо в пустынной казахской степи. Где работали над картинами с изображением космического корабля?

– Картины-зарисовки в технике темпера по дереву я, действительно, писала с натуры, прямо в казахской степи. Остальные – уже дома, в мастерской. Импрессионистские картины с их запечатлением мгновения «здесь и сейчас», это не секрет, часто пишутся с фотографий. Я работала по своим фотографиям, сделанным мною в поездке. Эти картины написаны в технике темпера – их сжатая палитра, очень мало цветов позволили наилучшим образом передать суть огромного разрушающегося «Бурана» в не менее ветхом гигантском ангаре.

«Степь Байконура 25» (темпера, дерево, 2022). Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Романова

Стать сталкером, чтобы встретиться с «Бураном»

– Сталкерство – довольно опасное занятие. Во время похода до заброшенного ангара с «Бураном» на вашем пути встречались змеи, вас даже ужалил скорпион... Как вы решились на этот поход?

– Вообще, я не спортивная, не люблю долго гулять. Но сама идея привела к этой поездке. История такова: я жила в Лос-Анджелесе, работала над картинами американской программы «Аполлон». Мне поступил заказ написать американский космический шаттл. Я начала искать материалы, интернете наткнулась на то, что, оказывается, сейчас можно посмотреть «Буран». «Как здорово, можно поехать на космодром!», и через три дня я с будущим мужем полетела в Казахстан. От трассы до ангара с «Бураном» по степи пришлось идти 30 километров. Было лето, жара под 50 градусов. Но… вижу цель, не знаю препятствий! Вдвоем с мужем шли полтора дня туда, полтора дня обратно. Жару днем пережидали: в степи много заброшенных построек, шахты, откуда пускали ракеты, – есть где укрыться от солнца. С собой несли огромные рюкзаки, питьевую воду. Обратный путь, действительно, был неимоверно сложный, страшный, воды оставалось критично мало... Если бы «Буран» не стоял на закрытой территории, до которой нужно пробираться, я не стала бы сталкером.

О будущем, или Невеста для «Бурана»

– В серию с космодрома входит впечатляющая картина «Невеста для Бурана». На выставке в Екатеринбурге ее нет. Почему?

– Очень приятно, что вы обратили на это внимание. «Невеста для Бурана» – это одно из ответвлений проекта, мое альтер-эго. А лично для меня это самая главная его часть. Потому что прямо на «Буране» будущий муж сделал мне предложение: мы залезали в люк, и он мне на палец надел кольцо. Кстати, на Байконуре мы поженились. Тема невесты на картинах возникла еще оттуда. Так «Буран» стал чем-то бОльшим, чем любовь к космонавтике, это еще и личная история. Почему «Невеста для Бурана»? Невеста – что это-то чистое, новое. Ее союз с «Бураном» – это надежда на будущее, на будущие космические проекты, аналогичные «Бурану». Это такой обряд, союз... И это мое высказывание по теме. «Моих невест» – картин с изображением космического корабля с невестой – у меня уже около пяти. Планирую их выставлять в Третьяковской галерее, показать проект не по чуть-чуть, а масштабно. Таким образом, «Невеста для Бурана» – это часть проекта, которая будет показана позже. А пока приглашаю с 27 января по 15 апреля 2023 года в Ural Vision Gallery на выставку «205 минут триумфа».

Кстати
Программа многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» стала самой масштабной за всю историю советской космонавтики. «Буран» – это космический челнок, способный доставлять на орбиту и возвращать на Землю грузы весом до 30 тонн. Космоплан «Буран» совершил свой единственный полет 15 ноября 1988 года с космодрома Баиконур в автоматическом режиме и без экипажа на борту, дважды облетев вокруг Земли. В 2002 году космоплан «Буран» погиб под обломками обвалившейся крыши ангара МИК на космодроме Байконур. На картинах Насти Миро изображены части корабля «Буря», который является вторым летным экземпляром советского космического челнока. «Буря» должна была полететь на орбиту в 1991 году, но этого так и не случилось – СССР прекратил свое существование, программа была закрыта, а космический корабль остался на Земле, готовый на 90% в заброшенном ангаре МЗК на космодроме Байконур.