В комнате с низким потолком. Зал свердловского рока открылся в Екатеринбурге

Глеб Северин помнит, как в детстве ходил на репетиции группы «Чайф». © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

В Екатеринбурге, в Музее андеграунда, открылся зал, посвящённый рок-музыке в Советском Союзе. Большая часть экспонатов относится к периоду работы Свердловского рок-клуба. О наследии уральских музыкантов, их внутренней свободе и виниловых пластинках рассказал продюсер и куратор проекта Глеб Северин. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

   
   

Детство за кулисами

 Дарья Попович, «АиФ-Урал»:​– Глеб Валерьевич, как возникла идея экспозиции?

Глеб Северин: – Полгода назад наш руководитель пригласил в музей музыканта Владимира Шахрина. Тот предложил добавить к существующим выставкам и музыку. Директор согласился и выделил для этого зал, где ранее проходили сменные экспозиции. Выбирая тему, остановились на рок-н-ролле, потому что этот стиль соответствует нашей основной тематике – искусству андеграунда.

– По какому принципу подбирали экспонаты?

– Хотелось, прежде всего, передать подпольную атмосферу рок-н-ролла 70-х годов, и, думаю, это вполне удалось. Так как мы находимся в Екатеринбурге, Свердловский рок-клуб представлен здесь в большей степени. Этот зал – только начало более масштабной экспозиции. В дальнейшем планируем расширить её на всю Россию. В других залах в разных городах можно будет ознакомиться с историей рок-музыки во всей стране.

Пополнять коллекцию было не так сложно, как можно было ожидать. Мы связались с композитором Александром Пантыкиным и с историографом уральского рока Дмитрием Карасюком. Ранее они устраивали выставку, посвящённую 30-летию Свердловского рок-клуба. Уже были памятные вещи, которые они затем передали нашему музею. Кроме того, в экспозицию поступили предметы из частных коллекций.

Передать подпольную атмосферу рок-н-ролла семидесятых годов - такова была задумка куратора экспозиции. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– Чем вас привлекает свердловский рок?

   
   

– Я с детства в нём живу как сын барабанщика группы «Чайф». Помню, отбил себе коленки до красноты, когда отец Валерий Северин взял меня на репетицию, которая проходила в подвале дома культуры МЖК. Когда отец сломал ногу, я заменял его в группе около года. Частенько сидел на концертах – за кулисами. Я и сейчас, по привычке, больше люблю наблюдать за артистами из-за кулис.

А рок мне всегда нравился. Причём раньше слушал не Rolling Stones или Led Zeppelin, кем вдохновлялся тот же Владимир Шахрин, а «Чайф», «Агату Кристи». В их музыке меня, в том числе как барабанщика, подкупает честность, драйв и в целом хороший стиль. Не так давно переслушал два альбома группы моей молодости – Gorillaz. То, что они делали, было шедеврально! Неординарные звуки так «вкусно» вставлены в аранжировку, что это, с одной стороны, гармонично, с другой – не похоже ни на что. Меня восхищает эта способность – делать музыку одновременно простой и сложной.

Очки Егора Летова

– Можем ли мы говорить, что современные уральские исполнители – наследники легендарного Свердловского рок-клуба?

– И да, и нет. Свердловский рок-клуб выполнил свою задачу и прекратил существовать. Благодаря ему музыканты получили возможность организовывать концерты, исполнять песни. Напомню, для этого нужны были «литовки» – право подписи, что композицию можно сыграть на публике. (Эти документы тоже представлены у нас на выставке.) После распада Советского Союза такая формальность была не нужна, поэтому и клуб закрылся. У всех артистов появились менеджеры и директора. Свердловский рок – это, прежде всего, люди. Многие, кто начинал здесь, живы и дают концерты. Да и рок-стиль оформился, обрёл своё неповторимое лицо.

Многие в ту пору мечтали стать рок-музыкантами, в этом виделось что-то романтичное. К слову, одна из частей экспозиций, которую я создал, называется «Разбитые надежды». Там на полу лежат сломанные гитары и помятые барабаны. Решил вспомнить тех, кто пытался, но не смог.

Глеб Северин представил на выставке те самые инструменты, на которых репетировал в детстве. Упаковка для яиц служила своеобразными средствами улучшения аккустики. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– У каждого предмета, который здесь представлен, своя история. Например?

– Эту гитару «Кларисса» передал нам Владимир Шахрин. До этого Алексей Могилевский привёз её из Лондона. Ранее она побывала в руках и у Александра Новикова. На ней играли Шевчук, Гарик Сукачёв. Вот такая «рабочая лошадка» – в девяностых годах чуть ли ни единственная качественная гитара в Екатеринбурге!

Ещё у нас есть очки основателя рок-группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Рядом с ними – калька рисунка, который использовали в клипе группы «Чайф». Он впоследствии стал обложкой альбома «Оранжевое настроение». К слову, раньше альбомы для винила были целым искусством. Эта калька напоминает детство, и из-за группы, и потому что мультики нравились. Когда работал над проектом, старался передать атмосферу того периода. К примеру, помещение с низким потолком напоминает подвал – в таких чаще всего и проходили репетиции. А вот и барабаны, на которых мы играли, – те самые! На стене над ними приклеено множество упаковок для яиц. Самое дешёвое средство, чтобы гасить звук и создавать правильную акустику для записи альбомов.

Я застал времена, когда песни записывали на магнитные ленты, которые были распространены до появления кассет. Мы собираемся в дальнейшем включать посетителям музыку, записанную на бобины. Пока тестируем эту систему. Но потом можно будет услышать голоса некоторых исполнителей. К слову, многие не знают, что известный уличный художник Б. У. Кашкин тоже был членом рок-клуба, исполнял там песни. У нас можно послушать его голос. Это был энергетически заряженный человек, настоящий помазанник Божий, которым я восхищаюсь. Он умел делиться своей энергетикой.

Уличный художник Старик Букашкин тоже принимал участие во встречах свердловского рок-клуба. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Делали звукосниматели

– В экспозиции представлены и виниловые пластинки. В чём их прелесть?

– В том, что это целый ритуал: подбирать пластинки, ухаживать за ними, ставить на проигрыватель. Да и музыка, записанная на них, звучит иначе. Я тоже недавно начал собирать пластинки, это одно из моих хобби. У меня уже есть несколько альбомов Beatles и Gorillaz, «Чайфа» и «Наутилуса». В какой-то части экспозиции я собрал пластинки, чтобы показать историю, как мы пришли от винила к тем же DVD.

Не менее интересно то, как свердловские музыканты организовывали свои концерты. Не последнюю роль здесь играла стенгазета «Архитектор», выпущенная при архитектурном вузе. Одним из корреспондентов был сам Бутусов! Здесь ребята описывают рок-фестиваль, который прошёл в бывшем доме культуры «Автомобилист», между прочим – первый рок-фестиваль на Урале! Были недовольные, но, главное, он состоялся. Следующую такую газету музыканты выпустили в 1986 году – это был год основания Свердловского рок-клуба. Здесь фотографии из первой «рок-лаборатории», которая прошла в Свердловской области. Вроде бы всё это было не так давно, но сколько всего изменилось. Хочу, чтобы молодёжь посмотрела, каким всё было.

– Чем вас вдохновляют все эти музыканты, исполнявшие рок в те годы?

– Они творили, несмотря ни на что. Не было инструментов. Взять хотя бы историю Владимира Шахрина. Они с приятелем находили две гитары, делали сами звукосниматели, вставляли их в радиолу. А как делали барабанную установку? Брали деревянную подставку под цветы и пионерские барабаны – так и играли. Поэтому не надо придумывать оправдания, почему ты не можешь чего-то сделать. У многих были условия и похуже, а они создавали что-то новое! Тем более сейчас всё в изобилии, и творить можно, главное – не бояться, и всё получится.