В Ельцин Центре стартует долгожданный авторский курс Максима Кронгауза «Русский язык в эпохи больших потрясений». Первые лекции состоятся 26 и 27 мая, следующие лекции курса пройдут в июне и июле.
В цикле лекций анализируется воздействие исторических событий (в частности революции, перестройки, изобретения интернета, пандемии) на русский язык и предлагается интерпретация многих языковых изменений в XX и XXI веках.
Автор цикла, лингвист Максим Кронгауз , прежде всего интересуется языком, но обращает внимание и на то, что его можно использовать как своего рода научный инструмент проникновения в историю, и демонстрирует это на целом ряде примеров.
26 мая тема лекции «Русский язык и революция», начало в 17.00.
Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом не только для российского общества, но и для русского языка. Изменения были настолько масштабными и резкими, что вскоре русский язык стал «советским», и это проявилось на уровне не только лексики, но и более глубоких механизмов. Эти процессы подробно описаны выдающимися отечественными и французскими славистами, сохранившими для будущего уже забытый сейчас языковой материал. Из книги Сергея Карцевского «Язык, война и революция», опубликованной в Берлине в 1923 году, видно, что тектонические сдвиги начались даже раньше — в связи с Первой мировой войной. То есть, по существу, все начало XX века можно с полным основанием назвать эпохой великих языковых потрясений.
27 мая тема лекции «Реформа русской графики и орфографии 1917-1918 гг», начало в 19.00.
Эта лекция о том, как наступала и, наконец, наступила эпоха безъерья. Существует миф, что реформу русской графики и орфографии придумали и провели большевики. И, хотя это не так, реформа все же накрепко связана с Октябрьской революцией, большевиками и их политикой. В лекции обсуждаются и содержание реформы, и долгий путь к ее осуществлению, а также разнообразные последствия реформы. Даются ответы и на более неожиданные и конкретные вопросы, например: Почему реформа длилась целых два года? Чем пахнет ять? Как революционные матросы повлияли на судьбу ера? Какие стихи о бледном бесе заучивали гимназисты и, главное, зачем? Формулируется и ответ на общий вопрос: почему все последующие попытки реформирования орфографии провалились?
Максим Анисимович Кронгауз — лингвист, доктор филологических наук. Профессор НИУ ВШЭ и РГГУ. В НИУ ВШЭ руководит лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик, а в РГГУ — лабораторией социолингвистики. Специалист по русскому языку, семантике, прагматике, социолингвистике и лингвистической конфликтологии. Автор научно-популярных бестселлеров «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель олбанского», научных монографий и учебников. Лауреат премии «Просветитель» «за беззаветное служение делу Просветительства».
Атриум Ельцин Центра. Вход свободный, по регистрации. Возраст: 12+