Признание в любви
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Евгений, Свердловской киностудии, было дело, уже сочиняли эпитафии, но, судя по кипению жизни, их авторы поторопились?
Евгений Григорьев: Поторопились. Год назад, с приходом новой управленческой команды, киностудия начала новую жизнь. В этом году мы работаем над тремя фильмами. «Код города» – наш флагманский проект.
– Этот проект не принесёт прибыль здесь и сейчас. Если даже она будет, то в будущем. Так ради чего он затевался?
– Прибыль здесь ни при чем. Наша цель – с помощью этого замысла создать человеческий капитал. Любой житель уральской столицы сможет снять свою новеллу, которая войдёт в киноальманах к 300-летию Екатеринбурга. По сути, это признание в любви городу. Такой картины о городе в Екатеринбурге ещё никто не делал.
– Но в столице Среднего Урала немало документалистов, почему вы набираете в творческую лабораторию непрофессионалов?
– На Урале, да и во всей стране в целом кадровый голод среди кинематографистов, не хватает сценаристов, режиссëров, продюсеров, режиссёров монтажа и т. д. И возвращаясь к человеческому капиталу: одна из задач в реализации проекта как раз в том, чтобы найти людей, которые могли бы ими стать. Людей, которые мечтают о кино, и дать шанс этой мечте. При этом мы уверены, что пришедшие в лабораторию люди расскажут очень личные истории, связанные с городом. Согласитесь, ни у одного профессионального документалиста не будет такого объёма совершенно не похожих друг на друга историй.
– Евгений, вы ведь уже проводили проект в других городах России?
– Да, мы делали «Код города» в Первоуральске, в Ростове-на-Дону и в Красноярске (там прошёл только этап сценарной мастерской), и везде мы сталкивались с очень разным материалом, с совершенно уникальными авторами – жителями этих городов. Фильмы получились в Первоуральске и в Ростове – картина «Напротив левого берега» была показана на многих фестивалях, у неё десятки призов, она была в прокате, она куплена платформами. Думаю, что «Код города» в Екатеринбурге имеет все шансы стать кинематографическим событием.
Фильм в фильме
– Расскажите о том, как будет проходить кинолаборатория и съëмки фильма.
– В апреле мы объявили старт приёма заявок: он всё ещё идёт. Мы ищем тех, кто готов потратить своё время на обучение и съëмки и кто мечтает снять кино. Идеальный автор для нас тот, у кого уже есть герой или история о Екатеринбурге. Это первый этап. Далее – второй тур, когда режиссëр-постановщик проекта и съëмочная группа проведут собеседования с участниками. В итоге в проекте останется 18–25 студентов – мы называем их «сталкерами», которые и пройдут бесплатное обучение в кинолабораториях.
Курировать сталкеров будут профессиональные кинематографисты – режиссёр, оператор, драматург, режиссёр монтажа, звукорежиссёр, продюсер. Обучение будет практическим: после каждой лекции – отработка полученных навыков на практике, затем анализ отснятого материала. И новая лекция. Таких лабораторий будет три, продолжительность – от 5 до 10 дней, очно на Свердловской киностудии. В промежутках между ними сталкеры будут снимать самостоятельно, в удобное для них время. При этом преподаватели будут всегда на связи в чатах и регулярных зумах. К тому же есть второй состав мастеров – из Екатеринбурга.
Конечным итогом обучения станет полнометражный фильм о Екатеринбурге, состоящий из новелл, снятых сталкерами, и «межновелльного пространства», над которым будут работать режиссёр и сценарист. Кроме того, съëмочная группа будет снимать сталкеров в процессе работы, это своего рода бекстейдж. Словом, получится «матрёшка» – фильм в фильме.
– Вы же понимаете, что полностью «ДНК города» в одной картине описать невозможно. Это будет какая-то часть, разумеется. В основе фильма лежит исследование по выявлению кода города – уникальной идентичности территории и её жителей. Над замыслом работает команда социологов, которая уже сейчас проводит дистанционные опросы ключевых фигур Екатеринбурга из самых разных сфер, а также внешнее исследование – это то, как видят Екатеринбург люди из других городов России. Потом социологи приедут сюда и будут исследовать город изнутри вместе со сталкерами, вписывать эти коды в истории участников. Нам нужно найти те ключевые вещи, которые делают Екатеринбург Екатеринбургом.
Кто не потухнет
– Сколько заявок сегодня уже подано на участие в проекте?
– 110 (на момент беседы. – Ред.).
– Кто эти люди?
– Это совершенно разные люди. Заявки подали, скажем, инженер-проектировщик и инженер-технолог, курьер, архитектор, инструктор по сноуборду, юрист, переводчик, сотрудник крупной торговой сети, дизайнер одежды, психолог, руководитель цеха по производству молочных продуктов, мама четверых детей… Среди тех, кто подал заявки, не только екатеринбуржцы. Есть те, кто переехал сюда из Петропавловска-Камчатского, из ХМАО, из Республики Саха (Якутия), из Казахстана. Есть те, кто долго жил в Европе, но вернулся в родной город. И, конечно, те, кто переехал из городов области или живёт в городах-спутниках.
Такое разнообразие – это то, на что мы и рассчитывали. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам пришли люди с совершенно разным бэкграундом. Это добавляет объëм, позволяет взглянуть на Екатеринбург с совершенно разных человеческих орбит.
– Каковы критерии отбора для участия в проекте? Какие именно качества необходимы сталкеру?
– Важно, чтобы человек умел замечать детали, видел истории и мог рассказывать их. Кроме того, мы будем смотреть на искренность и намерения быть включённым в проект на протяжении долгого времени. Это достаточно долгая дорога,она займёт около года – мы хотим увидеть Екатеринбург и летом, и зимой. Поэтому мы ищем тех, кто не просто загорелся и быстро потух, а тех, кто действительно мотивирован довести свою историю до конца и увидеть её на экране. «Я бы хотел попасть в мир кино» – это недостаточно убедительно, понимаете? Или, например, в анкете, которую заполняют претенденты, есть просьба записать двухминутную видеовизитку. Если вместо такого видео нам присылают просто ссылку на страницу в соцсети, это о многом говорит.
– Ну, я не мойра, которая плетëт судьбы. Думаю, что его судьба в первую очередь будет зависеть от того, каким он получится.
– Пополнить ряды профессиональных кинематографистов сталкерами, прошедшими обучение, – не слишком амбициозный план?
– Если слишком – жизнь поправит. Скажу лишь, что в первых двух лабораториях – Первоуральске и Ростове-на-Дону – восемь человек полностью изменили свою судьбу и пришли в кинематограф. «Код города» – это как профориентация уже после того, как ты получил первое образование и тебе кажется, что это ошибка, что, на самом деле, ты должен снимать кино. Вот «Код города» и даëт возможность проверить, так ли это. Я надеюсь, что многие из наших студентов найдут себя в киноиндустрии и будут в ней работать, в том числе на проектах Свердловской киностудии. Мы ищем разные способы развивать кино на Урале. Это один из них. Есть киностудия – значит, должно быть кино.