В поисках откровений. Игорь Бутман приехал в Екатеринбург слушать джазменов

Все музыкальные коллективы показали высокий уровень мастерства. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

На днях в Екатеринбурге прошло прослушивание музыкантов в рамках Третьего международного московского джазового фестиваля. Для артистов это был настоящий шанс попасть на большую сцену: победивший ансамбль пригласят выступать на оплачиваемых концертах фестиваля, который пройдёт с 26 по 28 марта в Москве. В жюри сидел Игорь Бутман. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

   
   

Бойцовские качества

В джазовом клубе Екатеринбурга за несколько часов до прослушивания собрались музыкальные коллективы в полных составах. Ребята репетировали снова и снова, то и дело проверяя, вся ли аппаратура работает так, как надо. Во всём этом чувствовалось напряжение.

Ещё бы! Ведь по результатам прослушивания лучшая команда поедет выступать на крупнейший джазовый фестиваль, который пройдёт в Москве. Туда планируется отобрать около 1000 артистов не только из России, но также из других стран. Это отличная возможность заявить о себе широкой публике. Ребят оценивал Игорь Бутман.

Музыканты долго оттачивали свои номера перед прослушиванием. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Мы провели очные прослушивания в Перми и Челябинске, а от Екатеринбурга ждём открытий и откровений, — пояснил народный артист РФ Игорь Бутман. — Если в городе есть джаз-клуб, значит, люди специально приходят сюда, чтобы послушать такую музыку. Это говорит о том, что в городе есть отличные исполнители, иначе никто не ходил бы на их концерты».

По его  словам, главное в выступлении — задор, оригинальность, а ещё очень важна реакция зрителей. «Нужно играть так, чтобы это можно было показать в Америке, в Бразилии, в Китае, то есть необходимо проявить мастерство высочайшего уровня. Я всегда обращаю внимание на то, как люди стоят на сцене, и подмечаю, получают ли они удовольствие от своей музыки», — заметил Игорь Бутман.

Игорь Бутман рассуждает о том, что важно в исполнении джаза. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Народный артист подчеркнул: есть тенденция исполнять джазовые композиции на английском языке. А публике хотелось бы слушать песни на русском, но в джазовой обработке. Авторские произведения имеют особый шарм и приветствуются на прослушивании. Также, на его взгляд, известные российские песни могут свежо зазвучать в джазовой интерпретации — например, «Прекрасное далёко» или песни из советских мультфильмов. Так их ещё никто не играл. Недаром жанр джаза предполагает новшества и желание исполнителя отличаться от других.

Игорь Бутман обещал, что после выступления пообщается с молодыми музыкантами и даст им подсказку, как улучшить своё мастерство. Он сдержал слово, а  также обратил внимание: тем, кто не попал в желанный список, не стоит ставить крест на своей музыкальной карьере.

   
   
Для многих музыкантов это прослушивание - уникальный шанс заявить о себе широкой аудитории. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Музыкант должен иметь бойцовские качества. Когда я сам слышал конструктивную критику, то понимал, что те, кто всë это говорит, скорее всего, правы. Некоторые делали мне замечания: ты играешь слишком много нот. Позже я понял, что они имели в виду, — в произведении нужны были паузы. А вообще-то я и есть самый большой критик для себя. Я слушаю себя и Майкла Брекера — сравниваю наши  сольные выступления. Или пытаюсь понять, почему один артист — условно говоря — Сонни Роллинз, а я до сих пор — Игорь Бутман. Я ищу у них интересные ритмические решения и пытаюсь всё это применить. А однажды мой родной дедушка выдал: у вашего пианиста, Всеслава Назарова, есть магические нотки, а у тебя нет! После этого я стал искать, как сыграть магические нотки. А вообще, это самая обидная критика: ведь это мой родной дедушка, а говорит такие вещи».

С французскими нотками

На прослушивании выступили шесть музыкальных групп. Ребята приехали из разных городов, в том числе из Тюмени, Перми и Кургана.

«В этом году я оканчиваю Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского, — рассказал участник из Екатеринбурга Арсений Марценковский. — В дальнейшем мне бы хотелось играть в постоянном трио или квартете, где я мог бы воплощать мои идеи: писать музыку для своей группы, исполнять джазовые композиции  в собственном прочтении или делать аранжировки на уже известные произведения. А сейчас я бы отдал свой голос группе «Seven note collective». Потому что у них была интересная программа и авторская музыка».

Во время прослушивания довольно необычно звучал французский джаз в исполнении трио «ProVANS».

Трио с французским джазом выделялось среди других музыкальных коллективов. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Выбор репертуара нам подсказал сам инструмент — аккордеон, — пояснил музыкант Евгений Гуренко. — На кнопочном аккордеоне очень популярно играть французские мелодии. Французский джаз — это особое направление, у которого есть известный представитель — Шарль Жозеф Колен. Но в России это направление не распространено. Я с аккордеоном с восьми лет, но осознанная любовь к этому инструменту пришла ко мне уже после того, как я окончил консерваторию. Сегодня мы сыграли моё произведение – джазовый вальс «Катрин». Вообще, мне кажется, сегодня все играли профессионально. Кого из нас выберут на фестиваль —  вопрос предпочтения».

Результаты прослушивания станут известны 11 марта. Участники смогут посмотреть их на сайте фестиваля.