Халява, приди: израильский видеоарт, черно-белая фотография и лекция в ГЦСИ

В Белинке

На втором этаже нового здания Библиотеки им. В.Г. Белинского открылась выставка «Один среди людского шума». Экспозиция, увидеть объекты которой екатеринбуржцы смогут до конца месяца, 31 октября, приурочена к 200-летию Михаила Лермонтова. Разместился же безбилетный проект в отделе периодики Белинки. Именно здесь расположены публикации из журналов «Наше наследие», «Москва», «Мир музея», «Военно-исторический журнал», посвященные личности Лермонтова, его окружению и любимым местам. Помимо прочего, на выставке представлены различные портреты русского поэта, а также воссоздана атмосфера лермонтовской Москвы, в которую, благодаря проекту, смогут погрузиться и сами зрители.

   
   
Выставка «Один среди людского шума» будет работать до 31 октября. Фото: www.book.uraic.ru

Другой проект, выставка христианской художницы Елены Черкасовой, начнет работу в стенах Белинки завтра, 10 октября. Экспозиция организована в рамках Екатеринбургского книжного фестиваля и будет работать три дня – до 12 октября. Камерная экспозиция объединит графические иллюстрации к «Евангелию от Марка» и несколько живописных работ художницы. По точному слову поэта Михаила Кукина, «Елена Черкасова языком самым простым и как бы даже неумелым прямо и смело говорит с нами о «большом», то есть о больших смыслах, о больших событиях», «она придумывает, как яснее, сильнее показать то, что в тексте Евангелия есть». Выставка будет интересна и людям сомневающимся: мастерством художницы и искренним, осмысленным, наполненным любовью выражением своих убеждений.

В Уф ГЦСИ

На следующей неделе, 13 октября, в 19.00 в Уральском центре современного искусства состоится очередная встреча лекционно-дискуссионного клуба «Приоткрытые понедельники». На этот раз она будет посвящена теме «Культурные контексты свободы». «Столетиями мыслители, общественные деятели и целые народы ищут определение свободы, пытаются задать ее рамки и определить масштабы. Казалось бы, все понятно и сотню раз проговорено, однако каждая новая эпоха и каждое поколение ставит свои вопросы и выражает собственные сомнения. Оказывается, что свобода как понятие и как модель жизненного поведения определяется культурным контекстом. Конфликт и диалог различных культур задает поле смыслов, в котором возможен выбор и самоопределение человека», – объясняют в учреждении замысел лекции.

В ходе общения участники встречи зададутся следующими вопросами: как противоречивые взаимодействия культурных миров России и Европы влияют на современную ситуацию свободы; в чем и от чего мы (не)свободны; свобода – общечеловеческая ценность или культурный феномен конкретной цивилизации, и многими другими. Начало встречи в 19:00. Вход свободный.

Место проведения: Лекционный зал Уральского филиала ГЦСИ, 2 этаж. Фото: www.ncca.ru

Ну а сегодня, 9 октября, в лекционном зале Уф ГЦСИ екатеринбуржцы смогут посетить очередной сеанс израильского видеоарта. В программу «(Ре)конструируя границы», увидят которую свердловчане бесплатно, войдет пять лент. Показы пройдут в рамках проекта «Мобильный архив», и начнутся они в 19.00 вечера. Что касается направленности сегодняшней программы, то затронет она тему границ. Однако не только территориальных, но и политических, и религиозных, и этнических, и даже личных. Специально для этого вечера сотрудники ГЦСИ отобрали такие работы, где создание или разрушение границ служит центральной точкой повествования.

Программа показа:

  • Ави Мограби «Деталь» (2002 год);
  • Рона Йефман и Таня Шландер «Пеппи Длинныйчулок в Абу-Дисе» (2006-2008 года);
  • Тамир Цадок «Канал Газа» (2010 год);
  • Нира Перег «Шабат 2008» (2008 год);
  • Нир Эврон «Играя роль» (2013 год).

В Доме художника

В Доме художника, в рамках фестиваля «Урал-Графо», свердловчан ждут на выставку иллюстраций к роману «Мертвые души» авторства Сергея Алимова. Известному мастеру удалось по-особенному перенести в мир графики всем известный текст. Организаторы мероприятия убеждены, это не сухой и формальный перевод, а убедительная художественная версия на тематику поэмы Гоголя. По мнению специалистов, цикл произведений вышеупомянутого художника не воспринимается как набор отдельных эпизодов – взаимосвязанность его авторских листов преодолевает эту точечность.

   
   

«Композиции сочетаются в единый поток образов, подобно тому, что происходит в спектаклях, рисованных фильмах, для которых обязательна незаметность «склейки» эпизодов», – комментируют работы Алимова в Доме Художника. Этого единства мастеру удается добиться за счет строгого следования сюжетно-событийному ряду первоисточника.

«Содержание листов серии, с одной стороны, несет «гоголевские интонации», с другой – получает что-то новое, алимовское, связанное с опытом и миросозерцанием современного художника». Фото: www.shr-ekb.ru

В Герценке

В ближайшую субботу, 11 октября, в Библиотеке им. А.И. Герцена состоится очередная встреча со специалистом в мире искусства. В этот выходной день екатеринбуржцев и жителей города будут ждать в Зале мировой культуры учреждения. Сюда к 15.00 дня по местному времени прибудет проводник посетителей библиотеки по вселенной живописи – искусствовед Наталья Новикова. Она прочитает для свердловчан лекцию об удивительном англо-американском художнике Джеймсе Уистлере. Человеке, который является одним из ключевых тоналистов – предшественников импрессионизма и символизма. В библиотеке обещают, что об именитом мастере и его работах гости учреждения не только услышат, но и увидят наиболее известные его произведения.

Начало лекции в 15.00. Фото: www.gercenka.weebly.com

В галерее «ПоЛе»

Сегодня вечером, 9 октября, в художественной галерее «ПоЛе» состоится торжественное открытие выставки «Черно-белая элегия», автор которой Юлия Колинько считает, что «Серебряный век» фотографии продолжается. О своем проекте она пишет: «Это неторопливая прогулка в запустении садов, в прохладе сумерек; это каталог образов, но не историй или персон; это знакомые улицы и случайные лица; это попытка ощутить северянинское «биенье мига» и, вглядываясь в привычное, найти созвучное; это реальность, увиденная и реальность придуманная; это созерцание-размышление, но не проговаривание или объяснение. Мне интересна фотография как поэтический парафраз жизни. Тогда на пересечении вневременного и сиюминутного возникает короткая пауза подобная задержке дыхания. Тогда возникает ритм как основа гармонии».

В галерее отмечают, что работы фотографа живут и дышат собственным временем, в котором важны не приметы быта, сезонов и политики, а только внутренний настрой и тонкость равновесия.

В проекте представлены снимки 2001-2013 гг. Фото: pole-gallery.ru