Плюсы и минусы
Фрилансеры (от англ. «вольный стрелок») — не столько профессия, сколько тип взаимоотношений с работодателем. Только, в отличие от «официальных» (штатных) сотрудников, работают они не по трудовому договору, а так, без всяких документов. Нередко нет даже банальной ведомости. Деньги чаще всего получают наличкой, хотя используется и интернет-оплата. И на самом деле чем они только не занимаются: делают контрольные работы, пишут дипломы и курсовые, вяжут, переводят тексты, работают нянечками, диспетчерами на дому, рекламными агентами, тамадами. Очень много фрилансеров среди программистов, дизайнеров, журналистов, фотографов, специалистов по наращиванию ногтей, мастеров по пошиву одежды, репетиторов. При определенных условиях фрилансерами могут подработать даже пенсионеры.
Впрочем, у этого рода занятий есть как плюсы, так и минусы. Плюсы: свободный график работы, возможность поехать в отпуск в любое удобное время, отсутствие ежедневного общения с коллегами и изнуряющих нотаций начальства. Минусы: отсутствие гарантированных заказов и, соответственно, зарплаты, ненормированный рабочий день, не очень высокая (чаще всего) оплата труда и необходимость строгой самодисциплины.
Новички сбивают цены
Кстати сказать, рынок фриланса очень расширил кризис. Так, в уральских СМИ значительно увеличилось количество внештатников. Например, в Екатеринбургском центре занятости «АиФ-Урал» признались, что даже в самый пик кризиса — в 2009 году — к ним не обратился ни один (!) журналист. И это при том, что сокращения в масс-медиа составили от 25 до 50% и более. Потерявшие работу бухгалтеры также ринулись в «свободное плавание». Новые фрилансеры демпингуют (сбивают) цены, а кроме того, отбирают клиентуру у тех, кто работает в этой сфере уже давно.
— Если раньше я составляла квартальный отчет за 7-8 тысяч рублей, то сейчас приходится делать ту же работу за 5 тысяч, — сетует бухгалтер из Екатеринбурга Анна Казарина. — Сейчас безработных бухгалтеров полным-полно: малые предприятия могут выбирать специалиста подешевле. Приходится соглашаться на их условия — ведь жить как-то надо…
И еще: о будущей пенсии фрилансер должен позаботиться сам. И пока у него нет
достаточного количества заказчиков, он вынужден продавать себя подешевле. Кроме того, новичку придется заняться саморекламой: «пиарить» свои услуги через газеты бесплатных объявлений, «бегущую строку» и Интернет (даже развешайте их на столбах).
Кстати, именно развитие Сети позволило некоторым работникам не слишком часто появляться в офисах. Разместив у себя дома компьютер, часть «творцов» занялись поисками работы самостоятельно.
Штатники «шифруются»
Между прочим, в Екатеринбурге фриланса сейчас не чурается огромное количество штатных работников. Это журналисты, дизайнеры, фотографы, люди многих творческих профессий.
Егор Белкин, фотограф в рекламном агентстве:
— Для меня фриланс — это способ подхалтурить к основному заработку. Устраиваю фотосессии, работаю на свадьбах. И тут есть одно «но»: когда работаешь с частными лицами — деньги берешь наличкой, а налогов платить не хочется. Получается, что идешь вразрез с законом. Кроме того, знаю по опыту, что 99% всех начальников не одобряют подработку. Хочешь — не хочешь, а приходится «шифроваться»…
Действительно, многие руководители чисто психологически не выносят, когда их подчиненные успевают пахать на два фронта. Логика здесь простая: если успевает — значит недостаточно загружен на основной работе. А раз так — его можно «соптимизировать» и взвалить эту работу на плечи кого-то другого.
Не все понятно и в плане оплаты.
— На самом деле все зависит от сложности, — говорит дизайнер-верстальщик Елена Стафеева. — В среднем я беру 400-500 рублей за верстку листа форматом А4. Плюс 100–200 рэ за обработку фотографии, еще за разработку дизайн-макета. Таким образом, выходит примерно от 1 до 5 тысяч рублей за заказ. Но приходится, как Труффальдино из Бергамо, пахать на двух господ одновременно…
Навсегда или временно?
Год назад свердловчанка Динара получила институтский диплом искусствоведа, но штатного места себе не нашла. Тогда окончила платные курсы по наращиванию ногтей и занялась работой на дому. ИП (индивидуальным предпринимателем) становиться не хочет. Во-первых, долго и хлопотно. Во-вторых, стоит денег. Устраиваться в салон также не хочет. Ради личной безопасности (живет одна) заказы получает через многочисленных подруг и знакомых.
— Привыкла уже — ни от кого ни в чем не зависеть, — признается Динара. — Главное — это все время быть в форме. Иначе поползут нехорошие слухи, и я просто-напросто лишусь всех заказов. Сарафанное радио работает как часы — стоит один раз не угодить клиенту, и можно остаться без работы. Тогда снова придется менять профессию…
Впрочем, в одном из кадровых агентств Екатеринбурга нам рассказали, что большинство фрилансеров не прочь сменить свободу на штат. Но у каждого своя цена, свои условия. Как правило, «вольный стрелок» посылает свои резюме сразу в несколько агентств и, как только получает интересное предложение, пополняет ряды «рабов» (на сленге фрилансеров — штатников).
Еще один существенный минус — большой процент «кидалова» (в кризис его количество резко возросло). Можете сделать огромный объем работы и ничего не получить — документов-то нет. Или получите сущие копейки.
— Один раз кинули на 10 тысяч рублей, вместо 25 — 15 дали, — рассказывает Елена Стафеева. — Два раза вообще ничего не заплатили...
Теперь Елена всегда берет предоплату — 30-50% от всей суммы. Правда, как мы выяснили, бухгалтеров предприятия обманывать боятся. Те могут «накапать» куда следует и… здравствуй, очередная проверка. Но вообще фриланс в этом отношении весьма опасен, поэтому опытные спецы предпочитают работать с постоянной клиентурой.
И последнее. Если вы военнослужащий или чиновник — фриланс не для вас. Хотите пуститься в «свободное плавание» — меняйте профессию. И переезжайте в мегаполис. Фриланс — это «роскошь» больших городов.
Что зарабатывают фрилансеры в Екатеринбурге
(В рублях)*
Нянечка — от 150 в час.
Фотограф — от 1500 за фотосессию, от 3000 за свадьбу
Программист — 500–1000 в час.
Тамада, ди-джей — от 5000 за вечер.
Переводчик — 300–400 за 1800 знаков.
Наращивание ногтей — 150 за ноготь.
*Цены в агентствах, использующих услуги фрилансеров, могут быть в 2 и более раз выше.
Смотрите также:
- На Среднем Урале в июле увеличатся социальные пособия →
- Хорошо живем? 10% свердловчан – за чертой бедности →
- Заплата на заплате: жизнь по минимуму →