ВТБ Лизинг: пандемия ускорила переход сегмента автолизинга в digital-формат

Банк ВТБ

Режим самоизоляции ускорил переход взаимодействия лизингового бизнеса и клиентов в цифровое пространство. На 30% увеличилось количество онлайн-запросов у ВТБ Лизинг на приобретение автомобилей (январь-октябрь 2020 г. к аналогичному показателю 2019 г.). 90% клиентов ВТБ Лизинг в сегменте автолизинга сегодня являются пользователями личного онлайн-кабинета. Об этом в рамках доклада на конференции "Цифровые технологии в лизинговой деятельности" рассказал операционный директор ГК ВТБ Лизинг Сергей Маринич.

   
   

«До весны этого года лизинг не так быстро двигался по пути цифровизации, как например, банковский сектор или страхование. Считалось, что это более консервативный бизнес, и он требует постоянного личного контакта с клиентом. В свою очередь, не все клиенты были готовы к цифровому взаимодействию, и поэтому немногие игроки рынка использовали дистанционные каналы обслуживания. Пандемия изменила эту ситуацию, фокус стремительно сместился в сторону цифровых форматов. Необходимость автоматизации давно назрела в автолизинге, который часто называют «лизинговой фабрикой» с потоком однотипных сделок, требующих высокой скорости. Конечно, индивидуальные условия договора требуют более сложного процесса, поэтому корпоративный бизнес пока медленнее идет по этому пути», - отметил Сергей Маринич.

В новых условиях ВТБ Лизинг (входит в группу ВТБ) максимально оптимизировал процессы общения с клиентами, агентами и поставщиками на этапе подготовки сделки. Большинство операций проходило в режиме онлайн, менеджеры работали в плотном контакте с клиентами, в итоге бизнес-план девяти месяцев был выполнен в полном объеме. 30% дополнительных соглашений о реструктуризации платежей в рамках поддержки бизнеса в период пандемии также были подписаны в электронном виде.

Сейчас продолжается внедрение интерактивных форматов онлайн-коммуникации с клиентами: развивается система электронного документооборота (ЭДО) с розничным и корпоративным бизнесом в таких имущественных сегментах, как автомобили, телеком-оборудование, оборудование для нефте- и газодобычи, а также ж/д техника.

«К нашей системе электронного документооборота подключились уже более 11 тысяч клиентов, 39% от общего числа клиентов автолизинга взаимодействуют с компанией в цифровой среде. Система была внедрена в октябре 2019 г., за это время через нее было направлено более 310 тыс. документов, это более 20% от общего числа. На первом этапе система ЭДО ВТБ Лизинг позволяла осуществлять отправку электронных счетов-фактур, в мае 2020 г. в ней появился пилотный функционал подписания дополнительных соглашений. На текущий момент, если клиент выбирает взаимодействие через ЭДО, мы готовы обмениваться с ним в этом формате всеми документами на этапе обслуживания. Мы строим сквозную систему ЭДО с бесшовной интеграцией, которая позволит связать внутренний операционный контур компании с внешним», - рассказал Сергей Маринич.

В июне ВТБ Лизинг первым на лизинговом рынке запустил в промышленную эксплуатацию полноценную интеграцию внутренней CRM с системой ЭПТС. Сейчас в России уже оформлено более 1,5 млн электронных паспортов, из них более 6 тыс. автомобилей с электронными ПТС находятся в парке ВТБ Лизинг. Благодаря интеграции автоматизирован процесс перехода права собственности от поставщика к лизинговой компании, а в момент окончания договора лизинга - к клиенту или третьему лицу: подтверждение прав собственности происходит в автоматическом режиме через CRM ВТБ Лизинг. На стороне компании дополнительно реализована сверка данных с данными в СЭП для корректного оформления документации на ТС. Благодаря этому техническому решению процесс оформления перехода права собственности проходит в 8-9 раз быстрее, чем раньше, что позволяет высвободить ресурсы для новых проектов по развитию.