Хорошо забытое старое. В школы возвращается трудовая «повинность»

Одно из самых значительных изменений в образовательном процессе, которое ждёт школьников в новом учебном году, – возвращение общественно-полезного труда. Соответствующие поправки внесены в закон об образовании. Бежать и жаловаться маме, что «гадкий учитель» заставляет тебя поливать цветы в классе и выходить на субботник в соседний парк, бесполезно. Согласия родителей на привлечение к труду их отпрыска теперь не требуется. Фронт работ обозначен – вперёд и с песней!

   
   

Никто ничего не должен

Законодатели решили научить детей и подростков простым бытовым навыкам. Именно это стало одной из целей принятия поправок в закон об образовании, предусматривающих введение в школах обязательного общественно-полезного труда. «Обязательность» в данном случае подразумевает то, что администрациям учебных заведений теперь не нужно собирать с родителей «добровольное согласие», перед тем как вывести детей на субботник или попросить кого-то из них стереть с доски тему предыдущего урока. Последнее, кстати, не для красного словца – многие учителя из-за пресловутой доски попадали в конфликтные ситуации.

«В прошлом учебном году я попросила одну из учениц десятого класса вымыть перед уроком доску, – рассказывает учитель одной из гимназий Екатеринбурга Ольга Наумова. – Барышня на голубом глазу заявила «я вам не уборщица» и, разумеется, пожаловалась маме. Родители не поленились прийти в школу и прочитать мне лекцию о недопустимости такого поведения: «Наш ребёнок не обслуживающий персонал, её задача учиться, впереди у неё большое будущее, не связанное с клининговыми услугами». К счастью, на этом они остановились. Но у моей коллеги, например, аналогичный конфликт вылился в серьёзные разборки «на ковре» районного управления образования. Надо ли говорить, что подобные инциденты оставляют крайне неприятный осадок в душе, учитель оказывался без вины виноватым».

Позиция «я вам не уборщица», к сожалению, укреплялась в школах в течение многих лет. Педагоги с прискорбием кон­статируют, что многие ученики абсолютно не ценили труд уборщиц. К примеру, плевать хотели на требование иметь сменную обувь, оставляли после урока мусор под партами, а на столовые после обеденной перемены вообще без слёз нельзя было смотреть.

«Ровным счётом никакой ответственности у детей за пространство, в котором они обитали в течение нескольких часов, не было. Потому что они знали – завтра они придут в чистый класс, в чистую столовую, потому что «кто-то» приберёт, выбросит, вымоет, – говорит мама восьмиклассника из Нижнего Тагила Альфия Сухарева. – Этот вопрос неоднократно поднимался на родительском собрании, но всякий раз находились родители, которые вставали в позу, дескать, оставьте детей в покое, каждый должен заниматься своим делом. А некоторые даже кичились тем, что ребёнок и дома освобождён от бытовых дел. Поэтому я рада, что сейчас дети, наконец, поймут, что никто никому ничего не должен, а чистота и порядок – их зона ответственности».

«Светка, я тебя люблю!»

По признанию многих учителей, они пока не до конца понимают, что сегодня подразумевается под общественно-полезным трудом, и надеются, что всë встанет на свои места по ходу пьесы. Между тем авторы поправок в закон поясняют, что трудовое воспитание и формирование личной причастности к делу и ответственности за него будут происходить через: уборку класса, поддержание чистоты в столовой, спортивном зале, высадку деревьев и цветов на пришкольной территории, помощь в библиотеке и музее, участие в экологических акциях, шефство над ветеранами, помощь старшим, уход за памятниками и так далее. Причём привлекать школяров к труду будут с учётом их возрастных и психофизических особенностей.

«Тот случай, когда новое – это хорошо забытое старое, – говорит инженер-конструктор из Екатеринбурга Павел Долгов. – Всё это мы уже проходили в своë время. И, знаете, никто не умер, перетрудившись. Напротив, общее дело нас сближало. Мы с большим энтузиазмом выходили на субботники, помогали по дому ветеранам Великой Отечественной войны, я уже не говорю о текущих делах в школе. Помню, как мы ждали свою очередь дежурить по классу! Это же возможность остаться после уроков, когда в школе тишина, никого нет. А как нас вдохновляла похвала: «Молодцы, хорошо прибрали». И, кстати, лишний раз бумажку не бросишь, зная, что твоему однокласснику придётся потом убирать. Как-то был показательный случай. Среда в нашей школе был «сырковый день». Не знаю, что на нас нашло, но, выйдя из столовки, мы, как по команде, наклеили обёртки от сырков на стены по пути к кабинету литературы. По этим следам нас, конечно, мгновенно вычислили. Наказание было суровым. Мало того, что мы собирали все обёртки, так ещё после уроков всем классом мыли стены на лестничных пролётах – с первого по третий этаж. И никому, кстати, в голову не пришло жаловаться родителям».

   
   

«Больше всего в школьные годы мы любили украшать класс к праздникам, – рассказывает мама семиклассника из Асбеста Светлана Крюкова. – А самое неприятное воспоминание связано с тем, что меня заставили драить парту, на которой мой воздыхатель из параллельного класса написал фломастерами: «Светка, я тебя люблю!» Мне это показалось несправедливым. Что же касается нововведений, то я не против того, чтобы дети поливали цветочки, готовили доску к уроку или сгребали листву на школьном дворе. Но явно не буду в восторге, если детей будут заставлять, например, мыть полы. Во всём должна быть мера».

Вопрос самоуважения

Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ:

– На днях ко мне в гости зашли соседи по даче. Они пришли в восторг от отделки квартиры: ах, какие двери, полочки на кухне, облицовка в коридоре! И крайне удивились, когда узнали, что я это всё сделал сам. На самом деле, ничего удивительного здесь нет. Работать с деревом я научился в своё время на уроках труда, но главное, что я научился вообще трудиться. И в школе, и в семье. Для меня никогда не было проблемой вымыть пол, прибраться, приготовить что-то на обед или ужин, я до сих пор могу сшить что угодно. Трудовое воспитание – крайне важная составляющая образовательного процесса, которая формирует в ребёнке самоуважение и уважение к окружающему миру. Другое дело, что приобщение к труду должно быть не только в стенах школы, но и в семье. Будь я сейчас директором школы, я бы ввёл обязательные и регулярные родительские собрания, посвящённые формированию у ребёнка уважения к труду, освоению детьми навыков самообслуживания.

Плыть только вперёд

Максим Захаров, учитель химии и биологии школы № 3 п. Черноисточинск, иерей, настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла

– Возвращение общественно-полезного труда в школы только приветствую – это великое благо и великая добродетель.

Человек должен не только интеллектуально развиваться, но и руками что-то делать – это взаимосвязанные вещи. В сельской местности с этим, конечно, проще. Дети всегда сами приходят с инициативой: давайте кому-нибудь поможем, наколем и сложим дрова, у какой-нибудь бабушки во дворе приберёмся. Предлагают помочь мне на приходе, например, у храма что-нибудь сделать. И каждый год накануне Дня Победы по собственной инициативе, но, разумеется, при поддержке учителей благоустраивают территорию у обелиска. Про уборку в классе вообще не говорю – с радостью это делают, даже принуждать нет необходимости. Бывало, пытаешься их остановить, а они: «Запрещено? Давайте мы будем волонтёрами! Никто не придерётся». Так что, по большому счёту, для нашей сельской школы с возвращением общественно-полезного труда ничего не изменится.

А о смысле труда говорится в замечательной притче. Некий немолодой человек работал, перевозя людей на лодке через озеро. С одного берега на другой. Однажды садится в эту лодку пара молодых людей. Поплыли… Вдруг смотрит паренёк, а на одном весле написано: «Молись». Если мы говорим применительно к школе, то будем считать: «Учись». А на другом написано: «Трудись». Спрашивает паренёк лодочника, мол, почему такие вёсла у тебя интересные? А тот отвечает: «Смотри, что произойдёт, если я буду только молиться (учиться) или только трудиться. Стал грести одним веслом – лодка по кругу вертится, с места не двигается. Другим попробовал – то же самое, никакого движения вперёд. А как только вновь начал грести обоими, лодка поплыла в нужном направлении, к берегу.

Так и у детей, только в гармонии образования, духовно-нравственного и трудового воспитания возможно их движение вперёд.