Полезные привычки формируются с детства

Как проект «Воспитываем ответственных потребителей» помогает юным екатеринбуржцам делать осознанный выбор.

   
   

Сегодня образование детей не ограничивается материалом учебников, входящих в школьную программу. На протяжении многих лет в стенах школы ребенок развивает умение общаться, дружить, выражать мысли и анализировать ошибки. Среди важных задач воспитания особую актуальность приобретает формирование у современных школьников культуры ответственного потребления – осознанного использования природных ресурсов, готовности заботиться о своем здоровье и «здоровье» окружающей среды. Только такой подход может обеспечить следующим поколениям счастливое и здоровое будущее.

Вдохновить детей на формирование культуры ответственного потребления призваны, в том числе, образовательные инициативы, к которым нередко подключается бизнес. Яркий пример – проект «Воспитываем ответственных потребителей», поддержанный крупнейшим производителем продуктов питания и напитков «Нестле», российским ритейлером «Магнит», а также Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи. О роли проекта в формировании здоровых привычек для школьников Екатеринбурга нам рассказали Александра Макеева, руководитель отдела образовательных программ «Нестле», и Надежда Галактионова, руководитель управления по устойчивому развитию сети «Магнит».

Фото: пресс-служба «Нестле Россия»

- Что такое культура ответственного потребления?

Александра Макеева:

- Понятие ответственного потребления охватывает разные направления деятельности человека, однако на деле все начинается с малого. Быть ответственным потребителем не так уж сложно, для этого нужно освоить несколько простых правил и соблюдать их в повседневной жизни:

  • Не расходовать понапрасну воду и электроэнергию;
  • Разделять мусор;
  • Избегать использования одноразовых вещей;
  • Приобретать только то, что действительно необходимо; 
  • Бережно относиться к продуктам.

Об этих важных правилах простым и доступным для детей языком рассказывается в новом образовательном проекте «Воспитываем ответственных потребителей». Он стал частью масштабной школьной программы «Разговор о правильном питании», в Екатеринбурге она внедряется с 2002 года. Новый проект призван содействовать решению главной задачи федеральной программы – научить детей заботиться о собственном здоровье и «здоровье» окружающей среды. В ближайшее время с ним также познакомятся школьники из 60 регионов России.

Фото: пресс-служба «Нестле Россия»

- Почему важно формировать навыки ответственного потребления в раннем возрасте?

Александра Макеева:

   
   

- Нужно ли целенаправленно обучать детей навыкам ответственного потребления? Чтобы ответить на этот вопрос, мы объединили усилия с нашим партнером, одним из крупнейших ритейлеров «Магнит» и попросили взрослых и детей решить интересную задачу. Мы предложи нескольким семьям с детьми 7-12 лет собрать в магазине корзину продуктов для дневного рациона. Взрослые и дети делали выбор отдельно друг от друга. Продуктовая корзина родителей в большей степени соответствовала принципам правильного питания - 65% товаров составили рыба/мясо, молочные продукты, крупы, свежие овощи и зелень. А вот корзина школьников на 70% состояла из сладостей, газированных напитков, снеков и других продуктов, которые не могут составлять основу сбалансированного рациона.

Получается, что современные школьники нуждаются в специальном обучении, формирующем у них культуру потребления, и для этого недостаточно только примера здорового питания в семье. В решение данной задачи должны вовлекаться и родители, и школа.

Фото: пресс-служба «Нестле Россия»

- Почему «Магнит» подключился к проекту?

Надежда Галактионова:

- Сегодня в Свердловской области работает больше 900 магазинов сети «Магнит», куда практически каждый день приходят дети школьного возраста. Мы считаем своей миссией внести вклад в формирование у нового поколения здоровых привычек – в том числе обучить детей составлению правильного сбалансированного рациона из товаров, которые они видят на полках супермаркетов. Эта социальная задача отражает добровольное обязательство «Магнит» по улучшению качества жизни потребителей и общества в целом.

- Как построено обучение в проекте «Воспитываем ответственных потребителей»?

Александра Макеева:

- Основным образовательным инструментом в проекте для формирования культуры ответственного потребления являются специально разработанные цифровые сценарии, которые может использовать педагог для проведения занятий с учащимися. Названия их говорят сами за себя: «Как устроен магазин, и кто в нем работает?», «Идем в магазин» и «Ответственный покупатель – кто он?».

Эти активности могут использоваться во время классных часов и других форм внеурочной деятельности. На занятиях школьники знакомятся с ассортиментом различных отделов магазина, узнают о правах и обязанностях покупателей, учатся «читать» упаковку и правильно выбирать продукты для сбалансированного рациона.

Цифровые уроки доступны для всех – любой педагог может зайти на сайт www.prav-pit.ru, чтобы использовать этот ресурс. Для наиболее активных преподавателей проводится специальный конкурс, в рамках которого они могут загружать фотографии уроков и выигрывать призы для своего класса. А для самых инициативных участников наградой станет практическое занятие в магазинах «Магнит».