Семейное обучение на Среднем Урале – дело уже обычное. К этой форме обучения привыкли и образовательные учреждения, и родители, по тем или иным причинам решившие отмежеваться от школ. А вот заочная форма обучения, декларированная законом « Об образовании в Российской Федерации» ещё в 2012 году, – это скорее экзотика. Семьи, которые пытаются её распробовать, чаще всего сталкиваются с глухой обороной администраций школ.
Как перейти на заочку?
В прошлом учебном году после школьного конфликта мой ребёнок, подавленный несправедливостью, наотрез отказался ходить в школу. В поисках альтернативного способа получения образования я перелопатила огромное количество информации и открыла для себя заочную форму обучения, гарантированную законодательно с 2012 года. В отличие от семейной формы, при которой ребёнок получает образование вне школы и ответственность за освоение программы целиком и полностью ложится на родителей, заочка подразумевает нахождение ребёнка в контингенте школы. За этим следуют «печеньки» в виде: обеспечения учебниками, организации консультаций педагогов, составления индивидуального учебного плана, промежуточных аттестаций и так далее. И за качество образования, полученного заочником, несёт ответственность школа. Взвесив все за и против, я решила, что заочное обучение – это то, что нам «доктор прописал».
Однако администрация гимназии так не посчитала. В ответе на моё письменное заявление директор сослался на то, что уставом образовательного учреждения заочная форма не предусмотрена, а значит, нет. В качестве компромисса предложил индивидуальный график обучения. То, что устав в таком случае противоречил федеральному законодательству (или как минимум не был приведён в соответствие), его, видимо, не смущало. На этом наше общение с администрацией гимназии и завершилось, поскольку возник вариант перехода в другую школу, устроившую нас по всем статьям. Но, как говорится, осадочек остался…
Для школы заочное обучение хлопотно
В этом учебном году выяснилось, что в попытках перевести ребёнка на заочную форму обучения я не одинока. Более того, есть люди, которым это удалось. Но большинство родителей-альтернативщиков сталкиваются с нежеланием администраций образовательных учреждений реализовывать права ребёнка, закреплённые в федеральном законе. Вот что они рассказывают на условиях анонимности (процесс переговоров продолжается, и они опасаются лишних конфликтов).
«В конце первой четверти я написала заявление о переводе ребёнка на заочное обучение, – рассказывает мама семиклассника из Екатеринбурга. – Мой сын застенчивый, ему трудно взаимодействовать с классом, отвечать на уроках. При этом учиться он любит. Знакомые посоветовали заочку, что нас вполне устроило. Но не школу! Директор заявила, что впервые слышит о такой форме обучения. Я выслала ей информацию. Изучив её, она сказала, что для школы это очень хлопотно, но и письменный отказ не предоставила. «Посовещаюсь с коллегами», – сказала она. Совещается до сих пор, и думаю, надеется, что всё утрясётся».
«Нам никак не удаётся разрешить конфликты ребёнка и учителей, мы с мужем уже устали приходить в школу по вызову, – рассказывает мама шестиклассницы. – Решение перевестись на заочное обучение – осознанное. Заявление мы написали. Ответа «нет» не получили, но и конкретики никакой. Директор школы заверила, что решение будет принято, но какое – неизвестно. Поскольку, по её словам, им придётся проделать титаническую работу. Понимаю, что заочка – головная боль для школы, но ведь и неплохой опыт, который, вполне возможно, ещё пригодится. Ведь родители пока просто не знают о возможности обучаться заочно. В том числе те, которые поспешили перевестись на семейное обучение, взвалив на себя бремя ответственности».
Пусть эксклюзив им и остаётся
– Альтернативные формы обучения – это всё-таки эксклюзив. Массовая школа была, есть и будет. И слава Богу. Пристрастие родителей к альтернативным очной формам обучения – это катастрофа! Школа – это не только изучение определённых дисциплин, это школа самой жизни. В стенах образовательного учреждения ребёнок становится гражданином, осознаёт самого себя частью общества. Именно в школе формируется личность, то есть человек со своими взглядами, отношением к окружающему миру, людям, со своими претензиями на будущее. Именно в школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. Что будет, если лишить ребёнка всего этого, если поместить его в вакуум? Предвижу – глубоко несчастный человек. Обучение вне школьных стен, думаю, показано только детям с серьёзными проблемами в здоровье. А во всех остальных случаях проблемы должны решаться с позиции педагогической мудрости. И речь в данном случае не только об учителях, но и о родителях.
Наверное, есть «неудобные» дети, которые отличаются сложным характером, но при этом нет безнадёжных детей! Задача родителей и педагогов – переключить внимание ребёнка на то, что его может заинтересовать, направить его энергию в мирное, приносящее ему удовлетворение и дающее возможность реализоваться русло. Это возможно. Я всегда любил охламонов. Помню, в бытность директором школы был у меня очень активный мальчишка. Вёл он себя, прямо скажем, без какого-либо контроля над самим собой. Но в пятом классе учитель математики увлёк его своим предметом настолько, что парнишке уже было не до хулиганств. А потом и преподаватель литературы, которая увлекалась театром, смогла заманить его в свои сети. Окончив школу, он поступил в Театральный институт, стал ведущим артистом театра, получил звания. Я был на спектакле с его участием и поразился, насколько глубоко он чувствовал роль. Так что педагогическая мудрость творит чудеса. А альтернативные формы обучения пусть эксклюзивом и остаются.
Читаем закон
«Каждый родитель должен иметь возможность воспользоваться своим правом выбора формы получения школьного образования», – уверена мама семиклассницы Мария Бубенцова.
Со школой, где учится её дочь, жительница Екатеринбурга Мария Бубенцова привыкла общаться по букве закона. «Да, школа мной уже натренирована, – смеётся Мария. – Мне приходилось отстаивать права своего ребёнка, борясь с необоснованными запретами, касающимися, например, организации питания. Причём я всегда действую в рамках правовых норм. Перевод дочери на заочную форму обучения не стал исключением».
По словам Марии, её дочка отличается сильным характером и волей, но при этом она ярко выраженный интроверт. Поэтому в школе ребёнку было неуютно, она там просто-напросто не прижилась. Мария неоднократно задумывалась о том, как создать дочке комфортные условия для обучения, а толчком к активным действиям послужил переезд. «Наше новое место жительства находилось в полутора часах езды от школы, поэтому первое, что я сделала, – начала искать образовательное учреждение поближе к дому, – рассказывает Мария. – На сайтах школ, замечу, как правило, в разделе «образование» значится – «очная форма», и в редких случаях обозначены другие формы. Но в одной из школ, куда я пришла поговорить о переводе ребёнка, директор мне подсказала, что существует заочная форма обучения и что школы обязаны её реализовывать».
Мария тщательно изучила всю имеющуюся в открытом доступе информацию по этому вопросу и пришла в «родную» школу дочери с заявлением о переводе ребёнка на заочную форму. «У нас такой формы нет», – отрезала завуч. «Читаем закон», – парировала Мария.
Пусть не с восторгом и не сразу, но администрация образовательного учреждения пошла Бубенцовой навстречу, и с четвёртой четверти прошлого учебного года её дочь – заочница. Никаких проблем с обучением у девочки нет. Задания она получает от учителей в электронный дневник, ответственно их выполняет, при необходимости получает консультации педагогов по скайпу, новый материал осваивает с помощью многочисленных образовательных интернет-ресурсов (учебники, впрочем, тоже никто не отменял), задания контрольных работ также получает от учителей в электронном виде. Но девочка может и воспользоваться правом подготовиться к контрольной работе вместе с классом, ведь, согласно закону, она числится в его рядах.
Решение за семьёй
Тем временем Мария, съевшая собаку на этой теме, консультирует родителей, желающих перевести ребёнка на заочку, с удовольствием предоставляет свои наработки и делится опытом. «Получение образования в заочной форме – это наше с дочерью совместное решение, – говорит Мария. – И я не хочу обсуждать правильность выбора. Речь о другом. Я столкнулась с тем, что 90% родителей, с которыми я общаюсь, понятия не имеют о том, что существует такая форма получения школьного образования. И, соответственно, о том, что решение о переходе на такую форму принимает родитель (законный представитель) ребёнка, а не какие-то другие органы. Уже в который раз, консультируя родителей, желающих перейти именно на заочную форму, я сталкиваюсь с тем, что администрации школ прибегают к различным мерам, чтобы скрыть эти формы, прописанные в законе. Или убеждают перевести ребёнка на семейную форму, при которой ответственность за качество образования несёт родитель».
Если система буксует
Елена Алексеева, консультант оперативно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области:
Какие существуют формы образования?
- Очное обучение. Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. Вариантом очного обучения является надомное (домашнее) обучение. Его организуют для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
- Очно-заочное обучение. Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю, чтобы сдать и получить домашнее задание, а также консультацию педагогов. При этом аттестовываться он должен вместе с классом, то есть присутствие на контрольных, например, обязательно.
- Заочное обучение. Ребёнок не ходит в школу, осваивает программу своими силами, с помощью онлайн-ресурсов или репетиторов. Но он находится в контингенте школы, а значит, обучается по программе и придерживается графика аттестаций. Контрольные при этой форме можно сдавать дистанционно, через сайт школы или по скайпу.
- Семейное образование. Родители вправе выбрать любую программу и по своему усмотрению организовать учебный процесс. Аттестации сдаются экстерном.
- Самообразование – та же семейная форма, только для учащихся старше 15 лет.
Мнение власти
Мы обратились с рядом вопросов, касающихся заочной формы обучения, в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, и получили ответ, который публикуем полностью:
«Сегодня школы Свердловской области готовы предоставить возможность обучения в любой из форм, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», в том числе и заочно. Однако наиболее востребованными формами являются традиционное обучение в школе либо форма семейного образования (самообразования).
Для того чтобы перевести ребенка на заочное обучение, прежде всего необходимо установить соответствующую договорённость с администрацией учебного заведения, поскольку в случае с переходом на такую форму образования ребёнок фактически числится в школе. Родителям ребёнка необходимо написать заявление на имя директора школы, после чего будет издан приказ о смене формы обучения.
Важно понимать, что ученик должен будет в установленные школой сроки проходить все контрольные испытания, обучаясь по сформированному образовательным учреждением индивидуальному учебному плану. В случае, если школа по каким-либо причинам отказывается от перевода ребёнка на заочную форму обучения, родители могут обратиться в департамент (управление) образования.
При выборе формы обучения в школе прежде всего учитываются интересы и потребности ребёнка – этот фактор должен быть основным. Одним из плюсов заочной формы обучения является то, что ребёнок прикреплён к образовательному учреждению. Это значит, что семье не придётся искать школу для прохождения государственной итоговой аттестации. Кроме того, это позволит ребенку принимать участие в различных олимпиадах и соревнованиях без сбора дополнительных документов. Сложностью может стать то, что, несмотря на удаленное образование, школьнику придётся придерживаться школьного расписания, следовать сформированному графику».
Права и обязанности родителей
Елена Дровняшина, директор школы №3 Нижнего Тагила: