«Спорт для жизни». Как физическая активность поддерживает онкопациентов

В Екатеринбурге открылась выставка фотопроекта «Спорт для жизни», его участницы – женщины с онкологическими заболеваниями, продолжающие или начавшие заниматься спортом. Их пример в очередной раз подтверждает достоверность фразы «Спорт – это жизнь».

   
   

О создании фотовыставки и роли физической активности в жизни людей, перенёсших онкологическое заболевание, мы говорим с руководителем спортивных проектов Свердловской региональной благотворительной общественной организации помощи онкологическим больным «Вместе ради жизни» Ириной Вдовиной. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

Попробуй, угадай, кому 76 лет!

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Ирина, как родилась идея выставки?

Ирина Вдовина: - Два раза подряд нам посчастливилось выиграть в большом (более 900 заявок на него поступало со всей России) конкурсе «Спорт для всех», который является частью программы  «Сила спорта». Так вот, выставка – финальная часть второго конкурса, который закончился 1 мая. Сначала мы выставляли эти мотивирующие фотографии в Свердловском областном онкологическом диспансере, для того чтобы их смогли увидеть пациенты, а сейчас выставка «Спорт для жизни» открыта в библиотечном центре «Екатеринбург».

Что же касается идеи… Фотосессии делают многие, но обычно их цель – показать, какие мы красивые можем быть после лечения: все красятся, причёсываются, надевают вечерние платья. Это, безусловно, тоже мотивирует, но это не очень оригинально. Мы же в нашей организации уже пять лет занимаемся спортом и считаем, что достигли очень хороших результатов – люди, действительно, приходят в форму после лечения, у них появляется жажда жизни. Поэтому мы решили не только представить фотографии наших спортсменок, но и познакомить зрителей с историями каждой из 15 участниц проекта. Для этого достаточно по QR-коду, который есть на каждом планшете с фотографией, зайти на страницу сайта благотворительной организации «Вместе ради жизни» и прочитать эти истории. Их, кстати, писали сами участницы проекта. Словом, общими усилиями, в том числе замечательного фотографа Инны Якуповой, которая тоже в нашей теме, она равный консультант, получился такой масштабный проект.

Ирина Вдовина: "Модели фотопроекта - женщины с онкологическими заболеваниями". Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

- Его участницы представляют виды спорта…

- Которыми они увлекаются. В том числе которыми они увлекались раньше, до болезни, и к которым вернулись после лечения.

   
   

Вообще, это очень непросто – вернуться к старым спортивным привычкам после лечения. Поэтому для восстановления мы предлагаем лечебную физкультуру, адаптивную скандинавскую ходьбу, йогу и аквааэробику. На фотографиях же представлены, например, треккинг, плавание, велоспорт, лёгкая атлетика, теннис, лыжный спорт…  То есть с нами все постепенно возвращаются к любимым видам спорта. К слову, на выставке представлены модели от 37 до 76 лет. И попробуйте ещё угадайте, кому 76! Между тем у участниц проекта онкологические заболевания от первой до четвёртой стадии.

Сейчас, конечно, ситуация с лечением онкозаболеваний изменилась, и четвёртую стадию можно считать хроническим заболеванием, просто человек должен постоянно лечиться и тщательно следить за своим состоянием. Безусловно, ситуации бывают разные, но есть случаи, когда даже при четвёртой стадии врачи разрешают пациентам заниматься умеренными физическими нагрузками. И это идёт на пользу.

«О болезнях не разговариваем»

- Я правильно понимаю, что начало возвращения в спорт после лечения весьма щадящее?

- Конечно. При этом мы подстраиваемся под индивидуальные особенности и потребности каждого человека. Как у нас в организации выстроен алгоритм? Сначала человек идёт к инструктору Ольге Архиповой на лечебную физкультуру. Она смотрит медицинские документы, наблюдает за человеком и решает, что ему делать дальше. А потом начинаются йога, аквааэробика и скандинавская ходьба.

Инна Якупова - равный консультант, фотограф и просто красавица. Фото: «АиФ-Урал»

Должна сказать, что наш подход одобряют врачи-онкологи. Мы написали четыре редакции методических рекомендаций. Первая была написана в 2019 году, когда меня пригласил Владислав Владимирович Петкау, возглавлявший тогда поликлинику в онкоцентре. Я ему приносила книги Насти Полетаевой (основатель первой в России профессиональной «Школы скандинавской ходьбы». – Ред.), в которых она всегда рассказывала мою историю. То есть он был в курсе моих занятий и сказал, что мне надо познакомиться с Юлией Аристовой (руководитель проектной деятельности благотворительной организации «Вместе ради жизни». – Ред.) и распространять этот опыт на онкопациентов.

Всё дело в том, что ещё лет 15 назад для онкопациентов исключались любые виды физической нагрузки. Даже в учебниках по адаптивной физкультуре было написано: «противопоказания: онкозаболевание в анамнезе». А лет десять назад прогремело очень масштабное исследование. Это был как метаанализ, так и когортное исследование (были контрольные группы тех онкопациентов, которые занимались физкультурой, и те, которые не занимались), в котором приняли участие миллионы человек в течение продолжительного времени. Так вот, в результате статистика очень чётко показывала, что среди тех, кто имел физическую нагрузку, выживаемость лучше. Эффект от физических нагрузок сравним с эффектом от гормонотерапии.

Конечно, возвращаясь после лечения к физическим нагрузкам, от лекарственной терапии ни в коем случае отказываться нельзя! Но если можно улучшить результат, почему бы и нет? В конце концов, настроение тоже влияет на эффективность лечения, а мы занимаемся в группах, где собираются единомышленники, поэтому настроение у нас хорошее.

- Но оно ведь, предположу, не сразу приходит от минуса к плюсу?

- Знаете, новенькие, идя к нам, например, на скандинавскую ходьбу, с ужасом думают, что встретят десять больных и несчастных людей, а мы о болезнях не разговариваем. Мы весёлые, бодрые – попробуй, догони! Это затягивает.       

Хотя, повторюсь, сразу после лечения, находясь в плохой форме, вернуться к старым спортивным занятиям невозможно. Ты, допустим, побежишь, у тебя сразу пульс – 190, и что? Поэтому надо начинать постепенно. Скандинавская ходьба хороша в том числе тем, что имеет низкий порог входа. То есть даже в плохой форме можно ходить медленно, но в то же время технично. Правильная техника в общем-то не требует выносливости. Когда ты освоишь правильную технику, можно постепенно наращивать скорость, увеличивать ширину шага и даже прийти к спортивным результатам. А уже потом, если очень хочется, можно и бегать начинать, потому что сердечно-сосудистая и лёгочная системы будут уже натренированы.

Кроме того, всё наше лечение – и «химия», и лучевая терапия, и гормонотерапия – кардиотоксично и имеет много побочек. Скажем, гормонотерапия даёт боли в суставах, лишний вес. И со всем этим борется скандинавская ходьба, причём ненавязчиво. Сейчас скандинавская ходьба вообще разделилась на три направления: спортивное, рекреационное (когда, например, уставшие офисные сотрудники идут с палками в лес) и адаптивное. Адаптивная скандинавская ходьба – это всё-таки не реабилитация в полном смысле этого слова, потому что мы не врачи. Но мы находим подход к каждому человеку и учим его правильному использованию техники, чтобы он себе не навредил.

Врачи поддержали

- А вы сами как к этому пришли?

- Это было 14 лет назад, когда русскоязычных ресурсов для онкопациентов практически не было. А на тех, что вскоре появились, всё было очень мрачно, там все готовились к смерти. И я до и в процессе лечения изучала зарубежные ресурсы, на одном из которых – очень классном – был раздел «Спорт и рак молочной железы». Там меня потрясла дискуссия – девушки, планирующие бежать триатлон, обсуждали: плыть в «рукаве» или нет? А если в «рукаве», то потом в мокром на велосипед садиться? Для понимания, лимфатический отёк (лимфедема) – самое частое и неприятное осложнение после хирургического лечения рака молочной железы, поэтому нам нельзя выполнять силовые упражнения, подтягиваться. Заниматься же доступным спортом рекомендуется в компрессионном рукаве. Так вот, пример этих девушек, у которых после лечения прошло два года, меня очень вдохновил, потому что триатлон – это же мощь!

А во время лечения я уже на одном из немногих наших ресурсов прочитала рассказ девушки, живущей в Копенгагене, о том, что у них в онкоцентре есть реабилитация, когда женщины-пациентки ходят с палками. У нас тогда ничего подобного не было.

- И вы?

- Купила неправильные треккинговые палки (они для скандинавской ходьбы не годятся) и стала им подражать. Потом, конечно, съездила в Москву, прошла обучение, стала инструктором по скандинавской ходьбе. Так и пошло-поехало.

Весёлые, бодрые, спортивные. О болезнях не говорят. Фото: Из личного архива

- Врачи вас поддерживали?

- Да, и, как я уже сказала, мой химиотерапевт Владислав Петкау, и мой хирург Александр Дорофеев.

И, когда я пришла в организацию «Вместе ради жизни», мы решили, что надо написать методичку. И чтобы её подписал врач. Мы хотели быть уверенными, что всё делаем правильно.

Первая редакция методички представляла собой рекомендации, что делать нельзя, в каких случаях нужно к врачу обращаться (чтобы никто сломя голову не побежал с палками) и азы техники. Петкау это дело завизировал, мы методичку красиво напечатали и начали в онкодиспансере выдавать тем, кто выписывается.

А потом у меня родилась идея обучить лидеров онкосообществ, чтобы они стали инструкторами. И мы провели в Москве инструкторские курсы. Нашу методичку активистка из Санкт-Петербурга Катя Кукушкина показала лимфологу и пластическому хирургу, которые написали свои комментарии. Они всё одобрили, но информацию расширили, поскольку при реконструктивной хирургии тоже есть свои проблемы и этим пациентам не так быстро можно начинать заниматься.

Методичка с комментариями онкологов, лимфологов и пластических хирургов была размещена на нашем сайте и на сайте программы «Женское здоровье». Потом, получив первый грант, мы решили провести обучение для инструкторов ЛФК и адаптивной физкультуры Свердловской области. Оказалось, что потребность велика, поскольку никто не знает, как работать с бывшими онкопациентами, как возвращать их к нормальному качеству жизни. Изначально мы планировали набрать 20 человек, а к нам приехало 38. Обучение мы провели, а к этому мероприятию издали уже большую, толстенькую методичку, в которую включили, помимо скандинавской ходьбы, часть по ЛФК, психологии и адаптивной физкультуре. А получив второй грант, мы эту методичку сделали иллюстрированной – она есть в электронном виде у нас на сайте и доступна всем. Получилось круто! 

- Вы занимаетесь с бывшими онкопациентами курсами?

- Вообще, когда мы начинали эти проекты, думали, что будет трёхмесячный цикл – научили человека заниматься ЛФК и скандинавской ходьбой, он пошёл заниматься сам, а мы набираем следующую группу. Не получается! Люди не уходят, есть те, кто все пять лет занимаются. Но я очень радуюсь, когда узнаю, что люди ходят с палками и сами. Кто-то вокруг Шарташа, кто-то в «Оленьи ручьи» поехал и палки взял… А кто-то, как мы видим по фотовыставке, пошёл дальше – в любимый спорт.